13.06.2013 18:50
    Поделиться

    Детдомовцы предложили поставить на Урале памятник картошке

    Необычный арт-объект: контур самолета, заполненный картофельными клубнями, - показали недавно в Екатеринбурге. "Картофель просится на посадку" - так назвал композицию известный уральский художник Сергей Лаушкин.

    Бульба в позолоте

    Посадка планировалась в самом центре города - на газоне у библиотеки имени Белинского. Проект участвовал в конкурсе "Дух места", и автор доказывал, что именно картошка как самый народный корнеплод отражает дух Урала. А чтоб придать духу прочности, картофель предлагали отлить в бронзе. Концепцию организаторы конкурса не поддержали, сочтя ее слишком брутальной и приземленной.

    - Напрасно, - искренне огорчился учитель труда из детского дома села Филатовского Анатолий Логунов. - Нашей спасительнице давно пора поставить памятник на Урале.

    Эту идею сельский учитель пробивает уже не первый год. Он даже губернатора пытался привлечь в сторонники. В ответ Эдуард Россель (тогда область возглавлял он) подарил детскому дому трактор. Железному коню обрадовались, но от мечты не отказались.

    В уголке творчества интерната на почетном месте рядом с грамотами и дипломами выставлены несколько макетов памятника, которые придумали ребятишки. Самый видный - чугунок на постаменте, наполненный картошкой. Вся композиция покрыта позолоченной краской. Не меньше впечатляют огромные алебастровые ладони, выросшие из земли вместе с клубнями.

    - Конечно, все простенько, - смущенно комментирует экспозицию сельский учитель, - но творим от души. Мы не за авторство боремся, а за идею. Если она найдет отклик, надеемся привлечь уральских художников.

    Все обитатели филатовского детского дома действительно грезят мыслью прославить уральский "второй хлеб". Ребятишки пишут о ней рефераты и стихи, сдают экзамены с сельскохозяйственным уклоном и, конечно же, трудятся на собственном поле, а в выходные пекут пироги с картошкой.

    Пионеров идеал

    - В девяностые годы наш интернат реально выживал только за счет огорода. С финансированием были сложности, и мы всю зиму питались урожаем, собранным на участке. Сейчас, слава богу, эти проблемы в прошлом, но мы по-прежнему радуемся выращенному. Картошки, к примеру, выкапываем до пяти тонн, - рассказывает Анатолий Логунов, демонстрируя нам с пригорка детдомовские угодья. Слева сад и цветущие тюльпаны, справа - полтора гектара картофельного поля и грядки, зеленеющие побегами овощей.

    На главный трудовой праздник ребятишек - день посадки картофеля - мы опоздали. Все бережно хранимые зимой семенные клубни накануне закопали в землю, и от торжества по случаю "окончания посевной" нам достались лишь вкуснейшие пироги. Понятно, с картошкой.

    Удивительно, но филатовская школа-интернат - один из редких даже для села детдомов, сохранивших свои огородные угодья. Большинство социальных учреждений от хлопотной работы на земле отказались. Во-первых, это требует физических и душевных затрат, а во-вторых… чревато прокурорскими проверками. В последние годы любой труд ребятишек в школе надзорные органы все чаще приравнивают к эксплуатации детского труда. И педагогов могут наказать не то что за привлечение к вскапыванию грядок, а за протертую перед уроком доску.

    - У нас, конечно, детки работают по строгому графику, никого не перегружаем. Но я в принципе не представляю, как без привлечения к труду можно воспитать ребенка. Тем более сироту, для которого умение создавать что-то своими руками гарантирует в будущем возможность устроиться в жизни, - недоумевает завуч школы-интерната Ирина Московских.

    Для филатовских сирот такой подход особенно актуален. В интернате живут ребятишки с ограниченными возможностями здоровья, различными умственными отклонениями. И прописная истина, что умеющий работать всегда будет востребован обществом, здесь царствует безоговорочно и даже… порождает легенды.

    - Вот видите, яблоневый сад - мы его называем Юркин, - с гордостью показывает крепенькие деревца-подростки Анатолий Логунов. - Этот сад - подарок нашего воспитанника, и каждый детдомовец знает историю появления саженцев.

    Юркины сады

    История и в самом деле удивительная и почти нереальная. В середине девяностых в интернат поступил Юра Назаров. Мальчик родился в Нижнем Тагиле в паре с братом-близнецом. Это был редкий для Урала случай рождения сиамских близнецов: в утробе эмбрионы срослись руками. В первые же дни им сделали операцию по удалению единой кисти. От младенцев-инвалидов мама отказалась еще в роддоме, и братьев раскидали по разным приютам.

    Получив аттестат в Филатовском специнтернате, Юра вернулся в Нижний Тагил. Несмотря на инвалидность, устроился работать сапожником и решил разыскать свою мать. В ходе поисков нашел не только родительницу, но брата и дальних родственников, живущих в Израиле. По их предложению Юра перебрался жить за границу и тут же прислал весточку в родной детдом: "Устроился хорошо. Чем вам помочь?" А следом спонсорскую помощь - 100 долларов. Кто-то скажет - крохи. Но для воспитанников детского дома этот поступок однокашника был как общая награда, как путевка в большую жизнь. На эти деньги в интернате купили саженцы яблонь и разбили сад, за которым ухаживают все вместе.

    Самой важной проблемой в трудовом воспитании своих подопечных учителя интерната считают сложности с системой материального стимулирования. Легенда о Юркином взлете - это, конечно, хорошо, но когда ребенок летом даже час поползал по грядкам, пропалывая сорняки, ему хочется счастья сейчас и сразу. В детдоме даже пытались вводить свои "деньги" - рисованные гроши, на которые самые трудолюбивые могли получить дополнительные сладости. Многие годы после трудовых подвигов учителя ходили с ребятишками купаться на ближайшую речку. Сейчас речка обмелела, санэпиднадзор запретил барахтаться в "диких омутах" и загорать на диком пляже.

    А бассейн, даже надувной, вроде тех, что любят ставить у себя на участках владельцы коттеджей, или современная спортивная площадка - мечта не менее захватывающая, чем памятник картошке. Только о ней учителя говорят несколько смущаясь: не привыкли просить. Да и не избалован дарами маленький сельский детдом, где более пятидесяти лет живут, рассчитывая на свои руки и трудолюбие.

    Наверное, поэтому обычную картошку здесь считают символом, достойным и бронзы, и позолоты.

    Поделиться