13.06.2013 20:28
    Поделиться

    Эксперты обнаружили в Екатеринбурге лишь один успешный ТЦ

    Из всех торговых центров (ТЦ) в центральной части Екатеринбурга только один можно назвать успешным. Остальные востребованы лишь потому, что ощущается дефицит торговых площадей. Многие объекты открылись на пороге кризиса, сегодня они неплохо заполнены, но не имеют перспектив развития. Со временем их ждет реконцепция. К такому неожиданному для их владельцев  выводу пришли федеральные эксперты, прибывшие на Урал для участия в профильной конференции.

    - Во многих российских мегаполисах мы видим одну и ту же картину: жители окраин в преимуществе, потому что там построены ТЦ площадью 20-30 гектаров: с развлекательными комплексами, аквапарками, зоопарками, большими парковками и т. д. В центре же - старинные здания, ничего нельзя менять, проблемы с площадками под строительство и подключением к сетям. Чем больше памятников - тем шире зона охраны. Получается, что обладатели жилья в престижных районах лишены многих возможностей. В их распоряжении - лишь редкие супермаркеты и дорогие магазины, причем не всегда качественные. Практически нет объектов шаговой доступности, - рассуждает управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский.

    По словам эксперта, многие города Германии, Франции, Испании уже наступили на эти грабли. Развиваются только те, где сосредоточены финансово-административные ресурсы региона, либо вовремя пересмотревшие налоговую политику.

    - Гордиться музеями и памятниками, конечно, хорошо, но людям хочется иметь нормальную жизненную среду. Давайте искать такие решения, которые вернут "живые деньги" в центр. Один из вариантов повышения привлекательности старых кварталов - ТЦ и торговые улицы, встроенные в естественную историческую среду. Туда и туристы пойдут, потому что объекты расположены близко к достопримечательностям, и жители микрорайона, - говорит Олег Войцеховский.

    Основные посетители ТЦ в центре города - туристы, представители бизнеса, население близлежащих домов. Отсюда структура объектов: галерея магазинов (одежда, обувь, аксессуары), супермаркет со средним выбором продуктов, рестораны и разного рода развлечения. Общая площадь - до 100 тысяч квадратных метров. Интересно, что посещаемость подобных торговых точек не меняется в зависимости от дня недели, в отличие от объектов на окраине, которые позиционируются как центры выходного дня.

    - Формат не предполагает наличия "якорей": гипермаркетов продуктов или бытовой техники площадью 10-12 тысяч квадратных метров. В России такое еще встречается, но это объясняется тем, что бизнес развивался быстрее, чем город успевал понять, что ему действительно нужно. Центр - это пересечение пешеходных потоков, нужно их поддержать и перенаправить, а также генерировать новые за счет более качественного предложения, - считает Александр Обуховский, представитель международной консалтинговой компании.

    Среди наиболее удачных примеров "оживления" исторических кварталов - методический колледж в Ванкувере, реконструированный под ТЦ; торговый центр под открытым небом площадью 20 гектаров в Ливерпуле. В Познани удалось "скрестить" утилитарный функционал и уникальную архитектуру: под галерею магазинов и ресторанов приспособили здание бывшей пивоварни.

    Справка "РГ"

    По данным комитета по товарному рынку Екатеринбурга, сегодня в городе 30 ТЦ. Обеспеченность этим форматом составляет 506 квадратных метров на 1000 жителей, или 42 процента от общегородского показателя. До 2020 года планируется построить еще 18 объектов. Особое внимание будет уделено развлекательной составляющей. В частности, под сводами ТЦ появятся дельфинариум, океанариум, планетарий. Кроме того, планируется развивать ритейл-парки, аутлет- и пауэр-центры.

    Поделиться