18.06.2013 04:30
    Поделиться

    Половина православных не читала Евангелие и другие священные книги

    Провозглашенная Конституцией свобода совести  дает человеку право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недавно принятый Государственной думой закон о защите чувств верующих пытается Конституцию дополнить и развить, оградив приверженцев разных конфессий от неуместных шуток или разного рода святотатств.

    Закон получил одобрение как граждан, так и парламентариев. Однако социологи Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) решили проверить, а что и кого же, собственно, защищает новый документ. Сколь глубока наша вера (если она есть), насколько широки познания россиян в теологии или о ритуалах той или иной религии, в общем - найдется ли у нас что оскорбить, если, не дай бог, кто-то рискнет это сделать.

    Священнослужителей результаты опроса вдохновят вряд ли. Назвать наших сограждан глубоко и истово верующими все-таки нельзя. Мы дети светского общества, где церковь отделена от государства, а школа от церкви. В вопросах веры мы больше исполняем ритуалы, чем проникаем в духовную суть религии. И хотя высокая мораль в нашем обществе, как ни крути, имеет в своей основе именно религиозные постулаты, чаще  христианские ("не укради", "не убий", "не сотвори себе кумира" и т.п.), в вопросах веры мы люди скорее темные, чем продвинутые. Хоть и достаточно искренние и не склонные лицемерить, особенно в беседе с социологами.

    По данным опроса, 64% наших сограждан называют себя православными, 6% -мусульманами, по 1% - относятся к другим христианским конфессиям (католики, протестанты, баптисты, униаты и др.) и другим религиям. 25% россиян в бога не верят. Ни в какого.

    На вопрос о том, всегда ли их нынешние религиозные убеждения были именно такими или эти воззрения менялись с годами, четверть россиян честно признали: менялись. У 70% при этом переоценки религиозных ценностей в жизни не случалось.

    Но называть нашу страну "глубоко православной" ученые не спешат. Группу тех, кто причисляет себя к этой конфессии, они опросили по специальной методике и разделили на более мелкие подгруппы согласно "глубине" веры и тому, насколько ревностно эти люди отправляют религиозные обряды.

    Подгрупп получилось пять: воцерковленные, полувоцерколвенные, немного воцерковленные, слабо воцерковленные и очень слабо воцерковленные. Кто в них входит? Социологи ФОМ попытались в этом разобраться.  Градация вышла следующей.

    Воцерковленные (12% от всех православных):

    Представители этой группы посещают храм раз в месяц и чаще, постоянно причащаются, молятся церковными молитвами, выполняют утреннее и вечернее правило. Правда, надо заметить, что четверть из них никогда не открывали Евангелие и другие священные тексты, положенные к чтению. И только 14% респондентов, принадлежащих к данной группе, читают эти тексты регулярно. По своей социальной структуре ядро воцерковленных православных граждан в России составляют неработающие пенсионеры, а еще точнее  - пенсионерки. Кстати, в этой категории очень популярен нынешний президент - они чаще прочих россиян дают его работе хорошую оценку.

    Полувоцерковленные (33% от всех православных):

    Посещают храм несколько раз в год, но реже раза в месяц, знают церковные молитвы, причащаются не чаще, чем раз в несколько месяцев, практически не соблюдают постов, около половины никогда не читали Евангелие. Что касается социальной структуры, то здесь выше, чем в населении в целом, доля технических исполнителей, служащих. В этой группе тоже преобладают женщины.

    Немного воцерковленные (31% от всех православных):

    Эти люди посещают храм 1-2 раза в год, редко причащаются (больше половины - 64% практически никогда этого не делают), иногда молятся церковными молитвами, не соблюдают постов. По социально-демографическим характеристикам представители этой группы практически не отличаются от всего населения.

    Слабо воцерковленные (16% от всех православных) и очень слабо воцерковленные (8% от всех православных):

    Они очень редко посещают храм, не соблюдают постов, подавляющее большинство из них никогда не открывали Евангелие, если молятся, то своими, а не церковными молитвами. В этих группах гораздо больше мужчин, чем в остальных группах православных. Среди верующих этого типа можно чаще встретить людей с образованием ниже среднего, сельских жителей, молодежь, рабочих.

    По сравнению с 2000-м годом, подчеркивают аналитики ФОМ, количество воцерковленных не изменилось. Однако выросло число полувоцерковленных (с 27 до 33% от всех верующих). А вот число слабо воцерковленных сократилось. Таким образом, все больше людей, причисляющих себя к православным, обращаются к канонам религии и строже соблюдают предписания, то есть в России происходит рост воцерковленности.

    Несколько сложнее оказался вопрос о том смысле, который верующие вкладывают в понятие "личная религия". Социологи ФОМ адаптировали для российских реалий исследование, проведенное в США в 2005 году, и сравнили результаты. Так, в Америке людей, не верящих в Бога, значительно меньше, чем в России: всего 6%. Подавляющее же большинство (68%) - протестанты, примерно пятая часть (22% на момент опроса) - католики.

    Первый вопрос звучал так: "Как вы думаете, что является самой важной целью молитвы?" В нашей стране люди чаще всего видят в молитве способ попросить о помощи для себя, а уже потом - способ поблагодарить Бога, получить наставление на путь истинный. В американском опросе ответ "попросить помощи для себя" занимает последнее место. Получается, что цель молитвы для россиян - в первую очередь прагматично-эгоистическая. На вопрос, "когда вы особенно сильно чувствуете связь с Богом?" как американцы, так и россияне чаще всего отвечают: "Когда молюсь один". На втором же месте в опросе жителей США оказывается позиция "на природе". Что касается наших сограждан, то только 4% выбрали этот ответ (среди москвичей - 10%). А вот мусульмане чаще, чем остальные верующие, ощущают связь с Богом во время коллективной молитвы. Это связано с тем, что ислам в принципе в гораздо большей степени, чем христианство, религия "коллективистская". Вообще не чувствует связи с Богом практически пятая часть православных (17%).

    Но главный вопрос, в котором явно обозначилось различие между нашими и американскими верующими, затрагивал очень личные аспекты религиозных переживаний ("Скажите, пожалуйста, что вам в первую очередь дает ваша вера?"). Выяснилось, что для россиян чаще всего религия придает жизни смысл и цель (21%). Причем в гораздо большей степени это касается воцерковленных. Для американцев же вера в первую очередь помогает установить личные отношения с Богом (39%). В России лишь 6% респондентов выбрали эту позицию. Различие - более чем существенное, даже с учетом того, что опросы проводились в разное время и по разной методике.

    По мнению аналитика ФОМ Катерины Кожевиной, для американцев (в частности, для протестантов) вера помогает установить с Богом "личные отношения" и вытекающую из них взаимную ответственность. Бога они видят не абстрактным, а имеющим яркие персональные черты. У нас же модель скорее патерналистская: я прошу у Бога помощи, но он для меня недостижим, я не претендую на личные отношения, на взаимную ответственность, мне достаточно того, что он есть. А значит, заключает аналитик ФОМ, такая коммуникация требует посредника, в качестве которого может выступить только церковь.

    Судя по данным опросов, для наших православных верующих в религии самое важное - это обряды. А вот священные тексты свыше половины (52%) православных даже никогда не открывали. Хотя именно они-то и составляют основу любой религии. Иногда открывают Евангелие или другие положенные тексты 15% православных, постоянно - лишь трое-пятеро из сотни верующих.

    83% всех православных и 58% воцерковленных практически не соблюдают постов. Блюдут их 9 из ста воцерковленных и исчезающе малое количество полувоцерковленных россиян (об остальных группах даже не идет разговор).

    Интересно, что среди православных только 57% верят в то, что Вселенная была создана Богом, а 43% - что душа после смерти попадает в рай или ад. Четверть православных не чуждаются индуизма и верят в "переселение душ" - реинкарнацию. Как ни странно, но именно люди воцерковленные чаще атеистов верят в то, что на Землю прилетали инопланетяне и вступали с ее обитателями в контакт.

    Смесь у нас в головах, надо признать, пестрая. Остается только догадываться, как это будет учитывать новый закон, призванный оградить веру россиян от любых "нападок", а религиозные чувства - от "оскорблений". Сложно будет правоохранителям, очень сложно. Хоть уголовный кодекс в церкви освящай для пущей надежности.

    Опрос "РГ"
    Поделиться