19.06.2013 23:40
    Поделиться

    Игорь Слюняев: Законы в сфере градостроительства нуждаются в уточнении

    Механизм административно-технического регулирования нужно менять
    Любое развитие - это инвестиционный проект. А инвестиционный проект в свою очередь - это, как правило, рынок строительных работ. Как шутили еще в советские времена, вся стройка делится на три этапа: во-первых, шумиха, во-вторых, неразбериха, в-третьих, награждение непричастных и наказание невиновных. Многое поменялось, а традиции остались. Стройка, конечно же, обладает уникальным мультипликативным эффектом. Мы в минрегионе подсчитали, что около 50 смежных отраслей так или иначе завязаны на строительный комплекс. Это означает, что пока живет стройка, живет и развивается страна. Одним из ключевых направлений в нашей деятельности является вопрос жилищного строительства, но если говорить о нормативно-правовом и нормативно-техническом регулировании, то весь строительный блок - это компетенция минрегиона.

    Недавно закончились мероприятия форума АТЭС, который многое оставил в наследство Приморью. Чрезвычайно важно, что мы по всему периметру нашей страны, пользуясь событийными мероприятиями, закрепляемся экономически, социально и т.д. Мы придаем импульс развитию городов, территорий, регионов, потому как любой инвестиционный процесс обладает колоссальным мультипликативным эффектом. В Китайской Народной Республике 20 лет назад объем производства цемента составлял чуть более 160 млн тонн в год. Сегодня этот объем вырос до 1,7 млрд тонн в год. К сожалению, наши показатели не превышают 65 млн тонн в год. Хотя, казалось бы, реализация такого амбициозного проекта, как форум АТЭС, должен стимулировать развитие промышленно-строительных материалов. Но происходит другое - монополизация рынка и рост цен.

    По большому счету, мы действительно не приросли. Поэтому крайне необходимо сопровождать крупные инвестиционные проекты в масштабах страны или межрегиональные проекты формированием промышленно-строительных материалов. Я имею в виду материалы массового применения: кровельный и отделочный материал, цемент, металлопродукция, бетон и производные из него, столярный материал и т.д. Это тот самый мультипликативный эффект.

    К сожалению, у нас стратегия развития промышленно-строительных материалов осталась документом на бумаге. Мы крайне редко и в небольших объемах прирастаем новыми производствами. И одна из ключевых задач - связать наши инвестиционные проекты с созданием промышленно-строительных материалов.

    Отдельная проблема - законодательство. Конечно, база из Градостроительного кодекса, Гражданского кодекса, Жилищного кодекса сформирована. Но когда мы рассуждаем на тему тех административных барьеров, которые существуют в сфере строительства, мы либо видим одну сторону медали - мегаполисы и города-миллионники, где все в порядке, либо понимаем, что часто такое законодательство формировалось под интересы конкретных хозяйствующих субъектов. Я глубоко убежден в том, что Градостроительный кодекс формировался не в интересах граждан РФ, а в интересах девелоперов, застройщиков и инвесторов, поэтому вопросы комплексного освоения территорий, планы их комплексного развития не являлись долгое время основным важным элементом такого подхода.

    Законодательство в сфере градостроительной деятельности почти совершенно, но нуждается в уточнении. Мы над этим сегодня работаем. Отдельный вопрос связан с нормами и правилами или с нормативно-техническим регулированием. Те, кто сталкивается с отраслью строительства, понимают, что это наследство, которое нам досталось еще от СССР. В частности, сегодня существуют всего два базовых метода определения сметной стоимости объекта или, иначе говоря, формула цены: индексно-базисный и ресурсный. Это уже говорит о том, что мы сильно отстали от всего мира. Посмотрите, какой получается парадокс. Возьмем, к примеру, транспортное строительство: дороги общего пользования, путепроводы, порты. Здесь используются местные строительные материалы, местная рабочая сила, понятные технологии, однако цена растет из года в год. Причина - те методы, которые мы применяем. Индексно-базисный метод не позволяет выйти на экономически обоснованную и правильную цену. Вызывают вопросы некоторые повышающие коэффициенты. К примеру, плановые накопления. Что такое плановые накопления для хозяйствующего субъекта? У предприятия либо есть прибыль, либо ее нет, а плановые накопления - это пережиток социализма.

    Ресурсный метод тоже хорошо известен - берется стоимость материалов, которые применяются, стоимость работ, все это индексируется каким-то поправочным коэффициентом. Дальше он функционирует как данность и применяется в масштабах регионов и Федерации. Постоянно сталкиваемся с ростом цен на объекты промышленности, транспорта, промышленного и гражданского строительства, причем такой рост цен является экономически необоснованным. И одна из задач, которую мы ставим перед собой на текущем этапе - сделать стоимость строительных работ экономически обоснованными.

    30 процентов всего объема инвестиций в российскую экономику дают суммарно госкапвложения, инвестиции инфраструктурных компаний

    Другой наболевший вопрос - совершенствование механизма административно-технического регулирования. Проблемы начались в 2004 году, когда мы приняли закон о техническом регулировании, при этом отказались от норм и правил, но регламенты и стандарты не создали. Изначально у нас была иллюзия, что регламенты и стандарты будут формироваться через федеральное законодательство, потому отдали это на откуп федеральному правительству, затем передали федеральным органам власти с регистрацией соответствующих нормативных актов в минюсте, потому что затрагиваются интересы неограниченного круга лиц. А в итоге - почти 10 лет спустя - мы в самом начале пути. Берешь конкретную смету, берешь проекты и понимаешь, что живем в условиях развитого социализма.

    Удивительные вещи происходят в проектном деле. Массу нареканий вызывает деятельность предприятий, подведомственных минрегиону и Госстрою. Речь идет и об откатах на работах по изысканиям, на работах по проектированию, на строительных работах. Это говорит о том, что не создана модель, которая способна максимально приблизить к жизненным реалиям рынок. Нет надлежащего нормативно-технического регулирования. Я был поражен тому, что сегодня в составе саморегулируемой организации - объединения проектировщиков - более 3000 организаций. Так вот в СССР было всего 200 организаций, но они были известны не только в стране, а во всем мире. И качество их проектирования было соответствующим: в нашей стране размещали заказы и азиатские, и европейские государства.

    Берем состав проектно-сметной документации. Каким-то чудным образом из ее состава исчез раздел обоснованности инвестиций. Это значит, что на стадии принятия решения по тому или иному проекту мы не знаем, каково социально-экономическое значение этого объекта, какова его цена, функциональное значение и т.д. Даже макропараметров по объекту у нас нет. Поэтому одна из главных задач - вернуть обоснованность инвестиций в состав проектно-сметной документации как обязательный раздел.

    Очень популярна сегодня тема, связанная с контрактами жизненного цикла. Но опять же, заглянув в состав проектно-сметной документации, видишь, что эксплуатация объекта капитального строительства не просчитывается и не обосновывается вообще никем. То есть там, где бюджет участвует в финансировании объекта инфраструктуры, мы представления не имеем, сколько будет стоить его содержание, но рассуждаем о контрактах жизненного цикла. И я настоятельно требую того, чтобы до конца текущего года появился соответствующий раздел в составе проектно-сметной документации - эксплуатация здания / сооружения социального характера.

    Еще один момент связан с тем, что стоимость инженерного проекта, как правило, привязывается к сметной стоимости объекта. Это нонсенс. В моем представлении необходимо выходить в режим трудозатрат через нормальные нормативы по проектированию. Что такое проект? Это инженеры, специалисты, рабочее время, современные программные комплексы, данные изысканий и т.д. Все это обсчитано и по времени, и по ресурсам формируется. Но как только касаешься стоимости конкретного инженерного проекта, выясняется, что так или иначе стоимость проекта привязана к стоимости объекта, а она составляет от 5 до 10 процентов, а иногда и более. А так как у нас полноценных инженерных проектов - разработанных и утвержденных в установленном законом порядке - нет, мы торгуем объекты с листа, отдавая в одни руки и изыскания, и проектирование, и строймонтаж. Получается, что цена космическая. Чем дороже запроектировал решение, тем больше получил на стадии освоения средств бюджетной системы. Проектировщики уже изначально закладывают в проект избыточные материалы. Этот порочный круг тоже необходимо разорвать.

    Избыточные решения и проекты повторного применения - отдельная тема. Мы много рассуждаем о том, что неплохо бы уйти в плоскость типовых проектов и типовых инженерных решений. Однако даже элементарного банка данных по типовым решениям и типовым проектам не разработано. Это касается и индивидуального жилищного строительства, и массового жилищного строительства, и объектов промышленного строительства. Сейчас мы только делаем первые шаги в этом направлении. Так, в части объектов здравоохранения подписан совместный приказ с минздравом, чтобы при строительстве перинатальных центров найти оптимальное решение с точки зрения оправданности бюджета, эффективности лечения и т.д. Но эта работа должна приобретать массовый характер. Более того, проектным организациям и органам государственной и независимой экспертизы такие проекты должны быть доступны. Я исхожу из того, что если какой-то уровень бюджетной системы - федеральный, региональный, муниципальный орган власти - принимал участие в формировании инженерного проекта, этот проект уже оплачен. Это означает, что его могут применять и другие субъекты бюджетного планирования. Но до тех пор, пока мы не наведем порядок в нормативно-технической базе, ни о каком благоприятном инвестиционном климате в области строительства говорить не приходится.

    Дословно

    Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ:

    - Мы продолжим курс на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности наших предприятий, поддержку высокотехнологичных секторов и внедрение инноваций. Мы должны обеспечить и модернизацию социальной сферы, и системные улучшения в образовании, здравоохранении и науке. Конечно, по максимуму - настолько, насколько это позволят наши бюджетные и инвестиционные возможности, - заниматься строительством транспортной инфраструктуры.

    Прогноз

    По ожиданиям минэкономразвития, с 2014 года наберет силу инвестиционный спрос - должны сработать меры по улучшению инвестиционного климата. Ежегодный прирост инвестиций ускорится с 4,6% в текущем году до 7-8% в 2015-2016 годах, а норма накопления основного капитала повысится с нынешних 21% ВВП с небольшим до 24% с лишним в 2016 году. В целом инвестиции будут обеспечивать около 40% прироста валового внутреннего продукта. Также должны дать эффект меры по поддержке экспорта. Мы ожидаем, что с 2014 года реальный рост экспорта возобновится, но будет достаточно умеренным и не превысит 2%. Сдерживаться этот рост будет отсутствием потенциала для увеличения топливного экспорта. При этом экспорт машин и оборудования должен увеличиваться в 2015-2016 годах с темпами до 7% в год

    Кстати

    По итогам 2012 года инвестиции в основной капитал в России вышли на докризисный уровень (уровень 2008 года превышен на 8,6%). При этом, по данным Росстата, рост инвестиций в основной капитал в 2012 году замедлился, прирост составил 6,6% после 10,8 % в 2011 году. Рост инвестиций крупных и средних организаций (без субъектов малого предпринимательства) остановился - прирост за год составил 0,7%

    Досье

    Игорь Николаевич Слюняев родился 4 октября 1966 г. в г. Исилькуль Омской области.

    В 1984-1986 гг. проходил службу в Вооруженных cилах. В 1992 г. окончил Московскую высшую школу милиции МВД РФ по специальности "Правоведение", в 1999 г. - Российскую Академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности "Государственное и муниципальное управление" (специализация "Финансы и кредит"). В 1988-1994 гг. служил в органах внутренних дел. С 1994-го по 1996 г. работал заместителем председателя правления Акционерного коммерческого банка "МосСибИнтерБанк".

    В 1996-1997 гг. - Советник Министра Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ, начальник Управления финансово-кредитных отношений министерства.

    1997-1998 гг. - Заместитель Министра Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ.

    1999 г. - начальник Управления обеспечения доходов дорожных фондов Федеральной дорожной службы России.

    1999-2000 гг. - Заместитель генерального директора Российского дорожного агентства.

    2000-2001 гг. - Заместитель Министра транспорта Российской Федерации.

    2001-2004 гг. - Первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации - руководитель Государственной службы дорожного хозяйства.

    2005-2006 гг. - Советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

    2006-2007 гг. - Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа власти Алтайского края - Администрации Алтайского края, заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по бюджету, член Комиссий Совета Федерации: по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации, по естественным монополиям.

    2007-2012 гг. - Губернатор Костромской области.

    Указом Президента Российской Федерации от 17 октября 2012 года N1412 назначен Министром регионального развития Российской Федерации.

    Кандидат юридических наук. Женат. Имеет сына.

    Поделиться