19.06.2013 23:08
    Поделиться

    В Орловской области восстановят воинские захоронения

    Далеко не везде чиновники относятся к мемориалам с должным вниманием.

    В Орловской области разработали программу сохранения и реконструкции военно-мемориальных объектов. Но ее реализация начнется лишь в 2016-м году. Корреспондент "РГ" выяснил, как следят за воинскими захоронениями сегодня. 

    За ценой не постоим

    В годы войны Орловщина не просто пережила оккупацию - здесь шли кровопролитные бои. Земля много еще скрывает останков погибших и оружия. Дня не проходит, чтобы саперы не отправились на выезд - то в одном, то в другом районе находят патроны, гранаты, мины, снаряды, бомбы... Наверное, не удастся точно подсчитать, сколько бойцов погибло на орловской земле. Но ясно, их были сотни тысяч. Чего стоит одно только сражение на Соборовском поле, правду о котором начали узнавать лишь в последние годы.

    По мнению исследователей, здесь, на землях Троснянского района, на границе с Курской областью в июле 1943 года на 32-километровом фронте сошлись в сражении около полумиллиона человек. Некоторые источники говорят, что за неделю боев погибли 34 тысячи солдат. Известно, что за одно сражение на Соборовском поле звание Герой Советского Союза получили 35 бойцов. Их имена выбиты на табличке на памятном кургане - пока единственном напоминании о тех страшных днях.

    - Надеемся, что скоро все изменится, - рассказал корреспонденту "РГ" глава Троснянского района Владимир Миронов. - По инициативе губернатора создана рабочая группа по увековечению памяти героев битвы на Соборовском поле. Одно заседание прошло здесь. Тогда определили место под строительство мемориала, подобных которому в регионе нет. Думаю, он будет не меньше и не хуже, чем под Прохоровкой.

    Недавно в администрации области презентовали проект мемориала. Его разработали местные архитекторы, а макет изготовили в Орловском художественном училище.

    - Ключевой элемент - звезда - символ героизма советских воинов, - рассказал руководитель аппарата губернатора Игорь Гармаш. - Сквозь нее просматривается орден Отечественной войны.

    В комплексе, который обещают открыть к 9 мая 2015 года, есть место для Аллеи героев и часовни, первый камень под строительство которой обещают заложить в этом году. Деньги выделят и на дорогу. Ее начали строить в конце 1980-х годов, затем "заморозили", но насыпь осталась, так что полдела сделано. Планируется создать и музей, который может стать филиалом областного краеведческого. Местные уже готовят для него экспонаты. Основой же станет экспозиция школьного музея - документы военных лет, письма с фронта.

    Весной на Соборовском поле прошла "Вахта памяти". Подняли останки сорока воинов, найденные в логах. На само поле не зайдешь, шла посевная. Поисковики говорят, что при обследовании пришлось выключить металлоискатели - земля звенела под ногами. На глубине от 60 сантиметров до метра все нашпиговано осколками и не разоравшимися боеприпасами. Нужно серьезное оборудование. А в арсенале у поисковиков, как правило, одна саперная лопатка.

    Цемент не держит

    В облуправлении культуры и архивного дела не скрывают, что проблема воинских захоронений существует. Поэтому и принята программа. Средства пойдут на реставрацию памятников, многие из которых находятся в плачевном состоянии. Среди них немало брошенных. Колхозы, шефствовавшие над ними, разорились, а новых шефов не нашлось.

    Дело не в отсутствии денег, а в совести

    - Надгробия, памятники, стелы, обелиски, ограждения и другие мемориальные сооружения были установлены в 1950-1960-е годы, - рассказала начальник управления культуры и архивного дела Алла Егорова. - Многие из них, выполненные из гипса, цемента и бетона, обветшали и находятся в аварийном состоянии.

    По ее словам, муниципалитетам из областной казны ежегодно выделяют по два миллиона на благоустройство захоронений, как правило, к 9 Мая. Мало, конечно, но лучше, чем ничего. Субсидии каждому району дают свои - есть районы с десятками захоронений, а есть с единицами, смотря где и какие шли бои. Денег хватает на замену плитки, покраску.

    Но часто проблема кроется не в финансировании, а в отношении к делу. Ежегодно суды удовлетворяют иски прокуратуры к чиновникам, которых обязуют разработать охранный паспорт на памятник истории. На вопрос о том, почему это не было сделано раньше, представители администраций обычно отвечают - нет денег. Пока нет паспорта, будто бы и деньги на содержание памятника выделять не надо. Вот дело и доходит до суда, поскольку чиновники обычно тянут до последнего.

    Иногда вопрос решают без суда. Например, в Новодеревеньковском районе братская могила в поселке Дьячковский заросла бурьяном. Прокурор выдал главе сельского поселения представление. И только тогда заросли вырубили, а ведущему специалисту администрации объявили выговор. Почему для того, чтобы вырубить бурьян, потребовалось вмешательство прокуратуры?

    Кости в ящике

    Закон регламентирует порядок охраны памятников истории и механизм проведения поисковых работ и захоронения останков солдат. В Орловской области он нередко нарушается. Согласно данным прокуратуры, за последние два года выявлено 538 нарушений. К дисциплинарной ответственности привлекли 84 должностных лица.

    Порой за скупой статистикой кроются крайне неприглядные факты. В прошлом году на территории Казанского сельского поселения прошли раскопки. Члены поискового отряда "Ливенский щит" нашли останки трех советских воинов. Примерное место их могилы показали местные жители. Предполагалось, что останки захоронят здесь же, в деревне. Поисковики объяснили в прокуратуре, что они, как и требует закон, обратились к главе сельского поселения. Однако тот отказался от организации перезахоронения, заявив, что нет средств.

    Останки поисковикам пришлось отвезти в Ливны, где они девять месяцев пролежали в ящике в кладовке. Когда об этом узнали в межрайонной прокуратуре, сразу вызвали для объяснений главу поселения. Чиновник не смутился и вновь сослался на отсутствие средств, а также на то, что ему не поступила письменная заявка. Прокуратура выдала представление, после чего деньги нашлись. Останки солдат перезахоронили 23 апреля. Говорят, глава поселения даже провел траурный митинг.

    Другие главы средства на перезахоронение находят. Да и не велики расходы - обычно могилу выкапывают работники муниципального предприятия, там же изготавливают простенький деревянный гроб. Остается обтянуть его красной материей, купить цветы. Иногда хватает и на "фронтовые сто грамм" для ветеранов - помянуть павших в боях. Словом, не в деньгах дело, точно не в них.

    Тем временем

    В Краснозоренском районе Орловской области суд обязал администрацию Успенского сельского поселения взять под госохрану памятник истории и монументального искусства "Могила комиссара продотряда Ченцова". Она расположена в деревне Подлес и является бесхозной - на муниципальный баланс не принята, паспорт и охранные обязательства на нее не разработаны. В прокуратуре сочли, что это "может явиться препятствием для реализации мер по сохранности данного захоронения как объекта культурного наследия". Суд обязал администрацию сельского поселения до 1 октября текущего года разработать паспорт на памятник, а также сделать все необходимое для принятия его на учет и под государственную охрану. В прокуратуре сообщили, что нарушения законодательства о защите воинских захоронений выявлены на территории еще четырех сельских поселений Краснозоренского района. Речь идет в основном о братских могилах советских воинов, павших во время Великой Отечественной войны. Во всех случаях местным властям выданы предписания об устранении этих нарушений.

    Поделиться