19.06.2013 23:25
    Поделиться

    В Киргизии проживает более 1,3 тысячи ветеранов ВОВ

    Социальное неблагополучие больнее бьет по старикам
    Пока я слушал пожилую женщину, ее супруг проскользнул за спиной и что-то опустил в мой рюкзак. Среди блокнотов и рабочих бумаг лежала крупная купюра. "Зачем?!" - восклицаю возмущенно. "Возьми, очень прошу. Или и ты нам помочь не захочешь?" - сквозь слезы произносит старушка...

    - В 26 лет я осталась вдовой с двумя детьми, - рассказывает Нина Николаевна. - С малолетства трудилась для нужд фронта, почти всю жизнь простояла за токарным станком. В 1972 году встретились с Григорием, с тех пор мы не расставались. Брак регистрировать не стали. Гриша помогал мне воспитывать детей - дочь и сына. Как вышло, что дети от меня отказались, - понять не могу.

    Григорий Захарович Семенец и Нина Николаевна Вольская ютятся в тесной "двушке" в Бишкеке. Обоим уже девятый десяток. Здоровье давно не позволяет женщине выходить из дома - продукты и лекарства покупает супруг, который раз в несколько дней выбирается с тросточкой в окрестные магазины. Местные продавцы давно его знают и обслуживают ветерана без очереди - заметно, что каждый такой поход дается старику нелегко.

    Лет десять назад дочь Тамара с мужем и детьми перебрались в Тамбовскую область РФ. Счастья и благополучия, правда, не нашли. Сказались и смена климата, и то, что на новом месте все пришлось начинать сначала. Старики старались поддержать детей - отправляли в Россию денежные переводы. Казалось бы, пришло время отплатить им заботой, но...

    Нина Николаевна звала дочь вернуться. Но получила отказ: мол, не пускают семейные обстоятельства - болен муж. Тогда Нина Николаевна написала губернатору Тамбовской области с просьбой временно поместить супруга Тамары в санаторий. Ответ от обладминистрации пришел вместе с официальным заявлением дочери: "Ухаживаю за парализованным мужем и сама болею, поэтому приехать не в состоянии. В Киргизии живет мой брат с женой, он способен приглядывать за матерью".

    - Муж - инвалид первой группы, бросить его я не могу, - рассказала корреспонденту "РГ" Тамара Вольская, которой мы дозвонились в Тамбовскую область. - Мне самой за шестьдесят, требуется операция. Надеюсь, мама простит меня - так сложилась жизнь... Пожалуйста, пригласите к старикам священника местной церкви, пусть поговорит с ней и братом. Возможно,им удастся помириться и наладить отношения. Мне больно из-за сложившейся ситуации.

    1365 ветеранов Великой Отечественной войны сегодня осталось в Киргизии.

    У брата Тамары своя история. Он с женой, по словам Нины Николаевны, крепко выпивает и от контактов с матерью и отчимом наотрез отказывается. Иногда звонит по телефону его жена - узнать, живы ли еще старики. Квартира в центре Бишкека для людей с низким достатком - наследство серьезное.

    Выходит так, что два переживших войну человека сегодня даже готовы платить свои кровные, чтобы к ним проявили внимание. Но и в этом случае отношение к ним зачастую формальное. Если раньше пенсионеров, по их словам, регулярно навещали местные чиновники, то теперь изредка заглядывают лишь ученики окрестных школ. Нина Николаевна и Григорий Захарович рады любому вниманию, возможности поговорить.

    - Наша организация не имеет возможности поддерживать участников ВОВ, - рассказал "РГ" председатель президиума организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов КР Тарас Токомбаев. - Наша задача - проследить, чтобы старики не остались без внимания государства и служб, которые за это ответственны. Мы неоднократно просили руководство страны построить Дом ветеранов, но нам отказывали, ссылаясь на нехватку средств. Единственная площадка, где участники войны могут встретиться и пообщаться, - мой кабинет. Там они всегда желанные гости. К сожалению, в стране много стариков, которые остались одинокими. Мы стараемся принимать участие в их судьбе, а от власти поддержки не видим. В последнее время перестали даже просить о помощи.

    - За семьей Нины Николаевны и Григория Захаровича закреплен социальный работник, который регулярно их навещает, - сообщили нам в службе социальной защиты Первомайского района столицы. - Стараемся периодически звонить старикам, спрашивать, как у них дела. Большего внимания, чем сейчас, социальный работник не может уделить физически. Во всяком случае, жалоб на нас не поступало.

    В Киргизии немало благотворительных фондов и просто неравнодушных граждан. "РГ" надеется, что они и Бишкекская епархия обратят внимание на стариков, нуждающихся в помощи и утешении.

    Поделиться