Норвежская прокуратура признала невиновность капитана мурманского траулера "Борис Зайцев", принадлежащего компании "Мурманский траловый флот", в незаконном выбросе рыбы. Об этом сообщил начальник службы мореплавания и промысла "МТФ" Алексей Осипенко.
Напомним, траулер был задержан в феврале 2013 года норвежской береговой охраной (БОХР) во время промысла вблизи порта Тромсе. При очередном подъеме трала рыбаки увидели в нем прореху - очевидно, трал был поврежден о морское дно. Некоторая часть улова сквозь прореху попала обратно в воду. Это увидели с вертолета инспекторы БОХР, которые высадились на борт "Бориса Зайцева" и предъявили капитану траулера обвинение в незаконном выбросе мертвой рыбы, что строго запрещено.
- Мы будем подавать претензию о возвращении уплаченного нами залога, - рассказал Алексей Осипенко. - Кроме того, мы намерены взыскать с норвежцев убытки, вызванные задержанием судна - около миллиона рублей.
Суд над российскими рыбаками состоялся в апреле. Представителям "МТФ" не дали возможности ознакомиться с копиями материалов по делу - в их выдаче было отказано, однако после обжалования отказа моряки все же добились своего. Затем эксперты оценили повреждения трала и пришли к выводу, что его повреждение во время траления не могло быть вызвано объемом рыбы в орудии лова. По сути, это происшествие может произойти с любым судном в любом районе моря, с норвежскими рыбаками такое случалось неоднократно.
Вначале норвежская прокуратура не признала выводы российских экспертов. В итоге рассмотрение дела перенесли на июнь 2013 года. До этого срока норвежский специалист провел дополнительную экспертизу, придя к тем же выводам, что и российская сторона. После его отчета прокуратура прекратила уголовное дело за отсутствием состава преступления.
- Из известных мне решений норвежцев в подобных ситуациях это первый случай, когда они признали правоту российских рыбаков, - отметил Алексей Осипенко.
Причина подобных инцидентов в том, что норвежское законодательство не конкретизирует понятие "выброс рыбы", считает генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин. Это не дает возможности норвежским и российским рыбакам выработать единые нормы. Рыбопромышленники подчеркивают, что нужно прояснить не только само понятие выброса, но и определить, что делать с той рыбой, которая в процессе промысла была повреждена настолько, что уже не годится для употребления в пищу. На борту судна ее нельзя держать по санитарным соображениям, а выбрасывать за борт не позволяет закон.