Ксения, почему книга, которую вы написали, оказалась бестселлером?
Ксения Лученко: Интерес обеспечило пересечение "женской темы" и просто человеческих историй. Соединение жанра "Каравана историй" со свидетельствами эпохи. А недавний невероятный успех книги архимандрита Тихона Шевкунова "Несвятые святые" вызвал спрос и привычку что-то читать на религиозную тему.
Что вас натолкнуло на эту тему?
Ксения Лученко: Началось все с идеи делать программу, похожую на "Пока все дома" только в православных семьях, в семьях священников. Но с этой идеей не сложилось, нам просто стало жалко редактора, который будет обзванивать батюшек, матушек и получать бесконечные отказы. Но мне хотелось показать живую жизнь церкви, мне казалось - люди ждали такого рассказа. Мне всегда обидно представлять, что уходят люди, уходит эпоха, а у нас может ничего не остаться.
Разговаривая со многими знакомыми священниками, с которыми сложились теплые личные отношения, дружба, я часто ловила себя на мысли: вот, батюшка уже дал штук 30 интервью, а то, что говорит матушка, никто не слышал. А там такие интересные женские судьбы!
Кроме того, На волне общественного интереса к Церкви, этих бесконечных скандалов, стали забывать, зачем вообще все это. Мне кажется, такое свидетельство, как живут христиане - без всякого ложного пафоса, без того, чтобы рвать на груди рубашку и кричать "мы православные и не сдадимся", а просто показывать живую жизнь: как и зачем люди живут - в итоге оказалось востребованным.
Книга начинается с рассказа писателя Олеси Николаевой, жены протоиерея Владимира Вигилянского. Вам важно было представить в книге именно матушек образованных, творческих?
Ксения Лученко: Да, все мои героини с высшим образованием. Но и матушкам с яркой профессией, с самореализацией приходилось делать выбор между семьей и карьерой. И для всех них самым серьезным и важным моментом, вехой жизни было решение мужа стать священником.
Церковная семья - это что-то особенное?
Ксения Лученко: Эти браки, как правило, заключаются рано. Закончив семинарию, будущий священник должен определиться - монашество или брак, и выбрать невесту. Конечно, бывают счастливые браки, заключенные и в 18 лет. Но не обязательно. А священник разводиться не может.
У апостола Павла сказано, что он "муж одной жены".
Ксения Лученко: Теоретически да, и на практике это случается, священник может не жить с женой, но, будучи в сане, уже не может вступить во второй брак.
В церковной семье помимо совместной бытовой жизни, кому повезло - дружбы, есть еще и общая церковная жизнь. Это не только накладывает отпечаток на устроение совместного бытия, но и дает дополнительное взаимопонимание. Ну а вообще и церковные браки бывают трудные, и нецерковные люди могут жить душа в душу.
В современном мире довольно трудно жить такой уж традиционной жизнью. У нас же нет патриархального уклада, и никто сейчас не живет, как в книге Шмелева "Лето Господне". А церковная жизнь в некотором смысле этого требует. И вот эта состыковка напряженной современной жизни с совершенно другим ритмом богослужебного круга требует немало усилий.
На женских православных сайтах вроде "Матроны.ру" сейчас много пишут о проблемах православных семей, о трудностях поиска женихов. Много, например, инфантильных мужчин, которые любят перекладывать ответственность за принятое решение на духовника или кого-то еще.
Быть матушкой трудно?
Ксения Лученко: Да. Надо обладать большим тактом, чувством меры, помнить, что ты всегда на виду, что не можешь говорить от себя. По-моему, их положение в этом смысле сравнимо только с женами политиков.
От матушек ждут эталонного поведения?
Ксения Лученко: Да. Если во многие храмы мы уже можем прийти в брюках, то матушка этого себе позволить не может. По матушке часто судят и батюшку. Но в священный сан все-таки рукополагается только батюшка, матушка остается мирянкой. И брать на себя слишком много обязательств, решив во всем быть идеальной, так можно себя и до невроза довести.
Мне в книге хотелось развеять стереотип: мол, у священников в семьях нет проблем... Этот стереотип часто складывается у молодых девушек, только начинающих жить церковной жизнью. Знание, что где-то есть идеальный брак, идеальные жены, и они этому идеалу должны соответствовать, невротизирует их.
Мне хотелось честно показать, что в священнических семьях возникают те же проблемы, что они с ними справляются или не справляются... И нет готовых рецептов. И пути у всех разные. И личности. Объединяет их только то, что их жизнь строится в соответствии с приоритетами мужей. Большинство матушек, обладая яркой индивидуальностью, становятся опорой мужу, но не растворяются в нем, не теряют себя.
Сегодня чуть ли не треть заключенных браков распадаются. Вглядываясь в судьбы матушек, какой опыт можно предложить современной, трудно живущей семье?
Ксения Лученко: Мне кажется, нет рецептов для сохранения семьи. Ни одна семья не застрахована от распада. Поэтому, на мой взгляд, тут можно только молиться.
Каково материальное положение священнических семей?
Ксения Лученко: Оно разное. Кто-то живет очень скромно, а кто-то хорошо обеспечен. Но вообще примерно на среднем уровне, нет ни очень богатых, ни совсем нищих. Нормальное существование, без особых излишеств, но с некоторыми радостями.
Семьи православных священников часто многодетны...
Ксения Лученко: Но их статистически не так много, чтобы они серьезно повлияли на демографическую ситуацию. И мне трудно сказать, что мотивирует многодетность. Это тонкие интимные материи.
Как священнические семьи проходят испытания?
Ксения Лученко: У всех разные точки компромисса, точки баланса. Я знаю одну священническую семью, которую старец благословил никогда не разлучаться вообще. Батюшка на важной встрече, а матушка ждет в машине, вместе едут в гости, вместе обедают. Исключение - в магазин возле дома, наверное, могут друг без друга пойти. А у других, наоборот, есть обязательное частное пространство, и они куда-нибудь обязательно едут по одному - в дом отдыха или в гости к подруге.
Ирина Языкова, искусствовед
- В нашей жизни, когда всех интересуют в основном скандалы, хочется нормы. Нормального, которое не зашкаливает ни в одну, ни в другую сторону. Здесь нет историй, когда "ох". Это нормальная, здоровая жизнь. Она разная. Каждая судьба человека достойна романа. Это роман, который пишет Бог вместе с нами. И здесь тоже маленькие истории, в которых открыта целая Вселенная.
Валерий Степанов, священник
- "Матушки" написаны одновременно легким и качественным русским языком. В результате получился не сборник интервью, а полноценное литературное произведение, в котором кроме 9 героинь-матушек, возникает еще и образ 10-й героини - самой Ксении. Через людей, которых она подобрала в своей книге, через вопросы, которые она ставит, на Ксению смотришь по другому. Оказывается, рядом с тобой вырос журналист и писатель с большой буквы.
Андрей Лоргус, священник
- Жизнь жен священников - тяжелая во многих смыслах. Дело даже не в физических лишениях и многодетности, а в специфике, которая накладывает тяжелые обязанности. Чисто организационно - у священника особый ритм жизни. Жена - не только участница этого особого ритма, она призвана ему способствовать, помогать священнику иметь время для молитвы, приготовления к службе, создавать особую тишину.
Семья священника поневоле оказывается изгоем. Она не вписывается в социальные мерки, в некий слой. Жена священника не может поделиться со своими подружками всеми проблемами, потому что это проблемы сугубо семейные, внутренние, а если она начинает с кем-то делиться, она тем самым делает свою семью и своего батюшку ущербным и зависимым.
Быть женой священника - почетно и радостно, но трудно. Потому девушкам, которые ищут брака с семинаристами и будущими священниками, можно сказать только одно: "Поостерегитесь!"
Олеся Николаева, поэт, прозаик, эссеист, преподаватель Литературного института им. Горького, жена священника Владимира Вигилянского, мать троих детей
- Самой мне что-то мешало стать человеком церковным. Это "что-то" было, как я теперь понимаю, усвоено мною из той же религиозной философии - во всяком случае, рассуждения Николая Бердяева о несовместимости смирения и творчества произвели на меня впечатление, и я искренне полагала, что надо выбирать что-то одно. Что историческая Церковь не для меня. Что у меня есть Церковь "внутренняя", "внутренняя молельня" по слову Владимира Соловьева.
Господь привел меня самым чудесным образом в Ракитное, райцентр Белгородской области, где служил в Никольском храме архимандрит Серафим (Тяпочкин), человек святой жизни. Я все богослужение стояла, не смея ни присесть, ни выйти из храма, потому что мне казалось, что именно сейчас решается моя судьба.
К вечеру Светлого Христова Воскресения отец Серафим умер. День и ночь в храме шли богослужения, иереи по очереди читали Евангелие над телом усопшего архимандрита. Мы исповедовались, причащались и незаметно влились в церковную жизнь.
Практически весь Великий пост я работала шофером у игуменьи Серафимы (Черной) - настоятельницы Новодевичьего монастыря. Тогда монастырю только-только отдали подворье недалеко от Домодедова. Возила туда и обратно матушку-игуменью, священников, послушниц, а также всякую живность - гусей, коз, которых жертвовали благочестивые миряне.
Анастасия Сорокина, регент, закончила Санкт-Петербургскую духовную академию, жена священника Александра Сорокина, мать двоих детей
- Состояние влюбленности, которое переживается в первые моменты совместного существования, - это самое сильное чувство, это такая вспышка, аванс на всю жизнь, это как рекламный ролик того, что могло бы быть, а потом начинается тернистый путь к тому, что должно бы быть.
Марина Митрофанова, закончила филфак Санкт-Петербургского университета, жена священника Георгия Митрофанова, мать двоих детей
- Жена священника как любая жена, терпеть - терпит, работать - работает. Самое трудное, что человека вечно дома нет. Но ведь это не только про священников, таких профессий очень много. Однажды я сидела на кухне Серафимовской церкви и ждала, когда о. Георгий выйдет из алтаря. А две бабушки что-то там готовят. Сидят и говорят между собой: "Хорошо быть матушкой - ничего делать не надо". Я на всю жизнь это запомнила.
Мне близка фраза Набокова из книги "Другие берега": "Любить всей душой, а в остальном доверяться судьбе". Я бы выразила чуть-чуть иначе: любить всей душой, а в остальном доверяться Богу".
На глазах столько повредившихся через любовь народную батюшек. Что первое время, как появился приход, я была в ужасе. На самом деле не столько батюшка воспитывает прихожан, сколько прихожане батюшку воспитывают. У нас очень хорошие прихожане - здоровые на голову, потому объяснять ничего не надо, и все попытки превратить батюшку в гуру пресечены самым решительным образом.
Ольга Ганаба, переводчик, закончила Институт иностранных языков им. Тореза, жена священника Александра Ганабы, мать четверых детей
- Любой женщине, и матушке, конечно, может быть и хотелось бы, знаете, чтобы муж, как слесарь на заводе, отработал смену и домой, к жене и детям. А тут - вся жизнь в храме и весь ритм жизни определяется богослужебным календарем. И это как раз то, что роднит семью мужа и мою: вся жизнь - это Церковь, служение Церкви.
Ольга Юревич, архитектор, жена священника Андрея Юревича, мать семерых детей
- Уехал и возвратился через пару недель - месяц уже верующим человеком. Это было явное рождение свыше. Я чуть с ума не сошла. Думала: был муж, было все, и вдруг совершенно чужой человек приехал с такими светящимися глазами... Работать он уже перестал. Как-то быстро там стал пономарем, чтецом, вел воскресную школу. Я себя чувствовала брошенной. Меня бросили ради какой-то идеи, которую я совершенно не принимаю. Я понимала, что тогда модно было верить. Ну и что? Из-за этого нужно что-то менять в жизни? Для меня это было дико. Мужа нет, денег нет, я одна с тремя детьми. Одна, удрученная, я решительно пошла к иконам (я помню, что была совершенно неверующей) и даже не со злостью, а с каким-то отчаянием уже сказала: "Знаешь, Господи, если Ты есть, то давай, являйся и мне". И вот я не помню, в какой момент, но очень быстро я уверовала.
"Издательство "Никея" выпустило уже четвертое издание с тиражами 6, 10, 10 и 8 тысяч. "Но спрос остается, - рассказывает Ксения Лученко. - Недавно мне надо было купить книгу в подарок, в магазине ответили: закончилась".
Ксения Лученко. Родилась 13 июня 1979 года в Москве. В 2001 году получила диплом журфака МГУ, параллельно окончив 3 курса факультета иностранных языков. С 2002 года - сотрудник Издательского совета Русской Православной Церкви, обозреватель газеты "Церковный вестник". Участвовала в разработке многих интернет-проектов (среди них - "Соборность", "Орто-медиа.ру", "Церковный вестник", "Пасха.ру"). В 2004 - 2008 гг. - пресс-секретарь ряда церковно-общественных форумов, в 2006 - 2009 гг. - редактор телепередачи "Русский взгляд". С ноября 2009 года - главный редактор интернет-издания "Татьянин день".
Кандидат филологических наук (в 2009 г. защитила диссертацию на тему "Интернет в информационно-коммуникативной деятельности религиозных организаций России"). Автор-составитель справочника "Православный Интернет". Лауреат конкурса "Православная инициатива" 2005 года.
Замужем, мать двоих сыновей.
-Я увлекаюсь "устной историей", записываю рассказы пожилых людей о жизни, о том, что они помнят, - рассказывает Ксения о себе. - Публиковала их в интернет-издании "Русская жизнь" у Дмитрия Ольшанского. История с матушками отчасти туда вписывается.