Впрочем, сегодня единства у властей и банкиров нет: первые считают, что кредитные организации для увеличения собственной капитализации должны уменьшить маржу, а банки, в свою очередь, отказываться от высоких прибылей не готовы и считают, что регулятору нужно смягчить требования.
Исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев отметил, что на банковскую систему влияют, с одной стороны, макроэкономические риски, с другой - ужесточение политики регулятора в связи с завышенными кредитными ставками. "Власти регулярно собирают встречи с банкирами на эту тему. На мой взгляд, есть гораздо более важные другие факторы, сдерживающие кредитование в стране, - это налоговый режим, страховые взносы, коррупция и деловой климат в целом", - сказал он. Мурычев напомнил о недавнем заявлении ЦБ, согласно которому в ближайшее время понадобится около 3 трлн рублей, чтобы обеспечить стабильность банковской системы и не допустить критичного падения достаточности капитала. Он также подчеркнул, что в последнее время снижается доля собственных средств в капитале банков: если в 2010 году их соотношение к активам составляло 15,9%, то сейчас - уже 12,3%.
Прежде чем говорить о снижении банками процентных ставок, надо разобраться с источниками фондирования, уверен гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. Работать себе в убыток никакой банк не готов, поэтому ЦБ должен искать новые пути повышения капитализации банков. В ближайшие месяцы задача увеличения капитализации станет для банков еще более актуальной: с 1 октября ЦБ намерен внедрить в России требования Базеля 3. Достаточность капитала банка будет оцениваться по трем уровням: базовому (5,6%), основному (7,6%) и общему (10%). Также кредитные организации будут вынуждены пересмотреть подход к пополнению капитала за счет субординированных кредитов. По новым требованиям, каждый год 2,5 млрд долларов "субордов" должны будут замещаться капиталом более высокого качества. "Мы часто слышим, что Россия далеко продвинулась в процессе внедрения Базеля 3, но это не так. Партнеры по БРИКС нас обогнали, азиатский регион также впереди. Новые правила уже вступили в силу в Индии, Китае, Мексике, ЮАР, Сингапуре, Японии и других странах", - рассказал вице-президент Moody s Евгений Тарзиманов. Его коллега, аналитик Moody s Светлана Павлова отметила, что все 20 крупнейших российских банков сегодня соответствуют требованиям к совокупному и базовому капиталу, а с основным капиталом у некоторых банков могут возникнуть проблемы. По мнeнию Четверикова, наиболее вероятными источниками капитализации для банков могут стать снижение темпов роста активов и сокращение портфелей, покупка банков для увеличения показателя объединенного капитала, привлечение партнеров и клиентов для капитализации, а также капитализация банка владельцами. "Фантастическим" сценарием капитализации эксперт назвал участие в капитале реальных иностранных акционеров, законодательные амнистии и регулятивные послабления в части капитализации банков, снижение нормативных требований, а также IPO. А вот сами участники рынка эти пути считают вполне реальными. К публичному размещению готовится банк "Тинькофф кредитные системы", в 2014-2016 годах выйти на IPO планирует также Московский кредитный банк. Его предправления Владимир Чубарь считает, что IPO - это основной путь долгосрочно устойчивого развития.
Не стоит ожидать, что банковкий сектор будет расти быстрее экономики в целом, считает председатель совета директоров Экспобанка Игорь Ким. Эйфория прошла, и инвесторы не ожидают чуда. Фундаментально цены на банковские активы во всем мире находятся ниже капитала. Стоимость непубличных активов сегодня также под давлением, поскольку банковский рынок - это рынок покупателя. Ким уверен, что банкирам во всем мире важно не пропустить глобальный стратегический тренд. Весь вопрос в том, сохранится ли банковская система в том виде, какой ее все привыкли видеть. "Существует огромное количество "банков-зомби", так как проблемы с отчетностью - это не только российская беда. Банкиры получали дивиденды на основе бумажной прибыли. Кризис показал, что оценку рисков банкиры делали неправильно, стоимость риска гораздо выше. В кризис дефолт заемщика резко возрастает. В российских банках маржа просто не позволяет обслуживать этот риск", - сказал Ким.