21.07.2013 16:35
    Поделиться

    Под Козельском 75-летие "Нормандии-Неман" отметили авиашоу

    На аэродроме районного авиа-клуба Хотенки под Козельском прошли торжества, посвященные 75-летию легендарного полка "Нормандия-Неман", в котором французские асы сражали бок о бок с российскими летчиками. Несмотря на досадные накладки, праздник получился не столько торжественным, сколько добрым и очень теплым.

    Легендарный 18-й полк "Нормандия-Неман", первым в советской армии получивший звание Гвардейский, в годы Великой Отечественной войны сражался в этих местах. Теперь на месте бывшей дислокации полка скромный аэроклуб - ангар для нескольких самолетов малой авиации и взлетное поле.

    В субботу сюда съехались тысячи калужан и гостей из Москвы и соседней Тульской области. Сюрпризы начались уже по дороге к месту празднований. Автомобильная пробка образовалась примерно за три километра до взлетного поля, где должен был проходить авиационный праздник. Народ, не сумевший пробиться к главному месту действий на машине, решал проблему по-разному: одни устраивались на травке с видом на взлетную полосу в надежде посмотреть обещанное авиа-шоу издалека, другие шли эти километры пешком. Как оказалось, далеко не все гости праздника знали о специально организованной автостоянке. Она, хоть и была изрядно забита, но все же найти местечко для парковки можно было.

    В ангаре авиаклуба был организован музей, главным и единственным экспонатом которого было боевое знамя полка. О славных страницах боевого пути "Нормандии-Неман" рассказывали стенды и фотографии. Достаточно сказать, что за годы войны летчики полка совершили более 12,5 тысячи боевых вылетов, уничтожили 427 самолетов противника.

    C "РГ" воспоминаниями поделись ветераны полка. Их осталось совсем немного, по словам полковника в отставке Бориса Мироновича Судикова, всего четыре человека. Трое приехали на праздник, четвертый не смог по состоянию здоровья.

    - Для меня этот праздник - прежде всего воспоминания о боевых товарищах, - рассказал Борис Миронович. - А французов, тех, которые воевали, уже просто не осталось. Они были постарше нас. Они служили в Северной Африке, Вьетнаме еще до войны. По мастерству они были, откровенно скажу - асы. Но индивидуалисты, почему и терпели много потерь вначале. А потом их научили, как надо правильно воевать, что надо друг за друга стоять, помогать… А у них каждый надеялся на себя. У них была такая тактика. За годы войны погибли 42 французских летчика.

    О том, как воевал полк "Нормандия-Неман" рассказал подполковник в отставке Николай Иванович Кульпов. В легендарный полк он попал уже после войны в 1945 году, а в войну летал на штурмовиках.

    - Я на том же фронте воевал, но на штурмовиках Ил-2, - вспоминает 90-летний ветеран. - Мы уничтожали живую силу и технику противника, резервы простреливали реактивными снарядами, взаимодействовали с наземными войсками. Они, французы, нас все время сопровождали. Так что с ними непосредственно не воевал, но служили рядом - они нас все время прикрывали.

    Особенно любили прикрывать, когда мы вылетали на разведку. Так, немцы говорили, что русские не смогут взять Кенигсберг, так хорошо он был укреплен. Наши готовились тщательно, по нашим снимках грамотно расставили все огневые точки. В течение трех дней штурмовали, а вечером четвертого дня немцы выкинули белые флаги.

    А когда война кончилась, в 1945 году штурмовиков уже столько было не нужно - их столько подготовили, что пришлось переучивать. Так я попал в 18 Гвардейский полк. Переучился на истребителя, служил в полку "Нормандия-Неман". Потом в этом полку на реактивных самолетах помогали корейским друзьям. Когда мы туда прилетели, там была уже дивизия Кожедуба, вместе мы отучили американцев бомбить мирное население.

    Между тем, праздник шел своим чередом. Неподалеку от самолетного ангара с музейчиком расположилась небольшая выставка раритетной техники - грузовичок и "Виллис" времен войны, а также пушка, которую особенно прилюбили мальчишки. Рядом работала полевая кухня, угощавшая всех желающих бесплатно.

    Но время шло, музей осмотрели уже не по одному разу, за руль грузовика подержались, с ребятами из военно-исторического клуба сфотографировались, а самолеты все не взлетали. Причиной задержки оказалась погода: в Подмосковье, откуда должна была вылететь пилотажная группа "Первый полет", в этот день шел дождь.

    Наконец, организаторы праздника решили выпустить в небо местных пилотов. Члены аэроклуба "Нормандия-Неман" показали зрителям несколько фигур высшего пилотажа. Ветераны смотрели за самолетами в небе с некоторой завистью.

    - Мы могли на своих самолетах делать то же самое, - поделился Борис Миронович Судиков. - На Як-3 все это проделывали. Это все те же фигуры высшего пилотажа. Только мы при этом еще и воевали… Я рад , что появился новый аэроклуб, я рад, что калужские власти об этом пекутся. На моей памяти в каждом районе, каждой области были аэроклубы, мы готовили большое количество летчиков для того чтобы защищать родину. А сейчас что?

    - Полетать хочется. Во сне еще летаю, - вздохнул Николай Иванович Кульпов. -  Здоровье не позволят - 90 лет. Последний раз летал в 1962 году. Испытывал сверхзвуковые самолеты Су-7, зарабатывал 300 рублей за каждый полет.

    И, когда праздник уже совсем подошел к концу, люди начали понемногу разъезжаться, ведущий вдруг объявил, что пилотажная группа, наконец, смогла вылететь с аэродрома "Большое Грызлово", что под Серпуховым. Подлетное время - сорок минут.

    Ожидание было тягостным. К тому же местных коммерсантов почему-то не слишком заинтересовал этот массовый праздник: к середине дня весь товар был распродан, перекусить было уж нечем.

    Но те, кто все же дождался, были вознаграждены сполна: шоу единственной в России пилотажной группы на поршневых самолетах "Первый полет" было потрясающим. Именитые пилоты, на счету которых победы в чемпионатах самого высокого мирового уровня, посвятили свое выступление летчикам, погибшим во время войны. Показательно, что пилоты легендарного полка воевали на Як-3, авиа-шоу, посвященное им было тоже на Яках, но современных.

    Под песни Шарля Азнавура и Мирей Матье самолеты кружили в вечернем небе, выделывая невероятные пируэты. Они просто-таки вальсировали, то по-одиночке, то группой, взмывая вверх, замирая и падая. Тюльпан, трезубец, вентилятор, колокол - эти и другие фигуры высшего пилотажа неизменно вызывали аплодисменты зрителей.

    Поделиться