- На мировом уровне мы выглядим никак, - формулирует Тамара Галеева, директор департамента искусствоведения УрФУ.
- Мы сильно обольщаемся, когда думаем, что о нас хоть что-нибудь знают, - вторит Николай Коляда, создатель единственного на Урале "выездного" по заграничным гастролям театрального коллектива. - Когда мы играли в парижском "Одеоне", одна из самых влиятельных французских газет "Монд" написала о "диком театре из Сибири". Они знают в России только Москву и Петербург, а все остальное - Сибирь: медведи, лапти, балалайки, снег да снег кругом.
Как практически единодушно сошлись во мнениях участники круглого стола "Роль литературы и искусства в брендинге региона", причина неузнаваемости Екатеринбурга за рубежом очевидна: сколько денег - столько песен. По словам Галеевой, мы сами создаем наши бренды.
- Система поддержки искусства в Екатеринбурге еще не выработана. Необходимо понимание того, что культура - это не дешево и быстро, а дорого и долго, - считает Алиса Прудникова, директор Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства.
По мнению спикеров, система господдержки культуры должна работать на узнаваемость "географического" бренда. И дело даже не столько в конкретных суммах, сколько в отношении. Талантам надо помогать не только рублем, потому что "художник как девушка - за ним ухаживать надо".
- Власть должна любить наш город, чтобы его название могли нормально выговаривать иностранцы, - заявил тот же Коляда и привел в пример мэра польского города Быдгощ, который после победы городского театра на национальном конкурсе выкупил полосу центральной газеты Польши "Выборча" для триумфального материала: "Поздравляю театр нашего города!". Тогда не обошлось без скандала: целесообразно ли тратить бюджетные деньги на подобные объявления? Сам Коляда уверен, что мэр поступил правильно.
Писатель Алексей Иванов не согласен: "Главное, чтобы трубы дымили: сначала заводы, а потом культура". Певец горнозаводской цивилизации уверен: Екатеринбург - самодостаточный город с глубокими корнями, и главным при продвижении бренда мегаполиса являются его промышленные и технические достижения. Сейчас он пишет книгу о Екатеринбурге 90-х годов прошлого века, и время покажет, сумеет ли он так же раскрутить Екатеринбург, как Шекспир - Верону. Сам он влияние своего труда на восприятие столицы Урала в России и мире оценивает весьма сдержанно.
Кстати, говоря о господдержке, спикеры не обошли вниманием "культурную революцию" в Перми - пример практически неограниченного госфинансирования для агрессивного насыщения среды культурными событиями, явления, которое возникло на ровном месте и закончилось бесславно. "Скучно, уныло и вторично", - оценил "пермский феномен" житель этого города Алексей Иванов.
По мнению участников дискуссии, бренд в конечном счете формируют СМИ. Но культура играет в этом процессе важнейшую роль.
- Искусство - лабораторная зона для бренда, - считает Алиса Прудникова. - Бренд - это не логотип, не образ, а смысл. И сила искусства в том, чтобы этот смысл создать.