24.07.2013 20:46
    Поделиться

    Властям подсказали, что нужно для создания бренда Урала

    Трудно переоценить вклад "Вильяма нашего Шекспира" в обеспечение турпотока в Верону, где английский бард сроду не бывал: целая индустрия эксплуатирует тот факт, что "нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте". Такие примеры не единичны: Умберто Эко восславил португальский городок Томар, Перес-Реверте - Севилью, лондонский адрес "Бейкер-стрит, 221б" тоже давно стал брендом. Охотно раскупаются экскурсии по описанным Дэном Брауном достопримечательностям Рима или по петербургскому маршруту Родиона Раскольникова. Примеров великое множество, вот только Екатеринбург, да и Урал в целом, по оценке экспертов, недостаточно влиты в историю мировой культуры.

    - На мировом уровне мы выглядим никак, - формулирует Тамара Галеева, директор департамента искусствоведения УрФУ.

    - Мы сильно обольщаемся, когда думаем, что о нас хоть что-нибудь знают, - вторит Николай Коляда, создатель единственного на Урале "выездного" по заграничным гастролям театрального коллектива. - Когда мы играли в парижском "Одеоне", одна из самых влиятельных французских газет "Монд" написала о "диком театре из Сибири". Они знают в России только Москву и Петербург, а все остальное - Сибирь: медведи, лапти, балалайки, снег да снег кругом.

    Как практически единодушно сошлись во мнениях участники круглого стола "Роль литературы и искусства в брендинге региона", причина неузнаваемости Екатеринбурга за рубежом очевидна: сколько денег - столько песен. По словам Галеевой, мы сами создаем наши бренды.

    - Система поддержки искусства в Екатеринбурге еще не выработана. Необходимо понимание того, что культура - это не дешево и быстро, а дорого и долго, - считает Алиса Прудникова, директор Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства.

    По мнению спикеров, система господдержки культуры должна работать на узнаваемость "географического" бренда. И дело даже не столько в конкретных суммах, сколько в отношении. Талантам надо помогать не только рублем, потому что "художник как девушка - за ним ухаживать надо".

    - Власть должна любить наш город, чтобы его название могли нормально выговаривать иностранцы, - заявил тот же Коляда и привел в пример мэра польского города Быдгощ, который после победы городского театра на национальном конкурсе выкупил полосу центральной газеты Польши "Выборча" для триумфального материала: "Поздравляю театр нашего города!". Тогда не обошлось без скандала: целесообразно ли тратить бюджетные деньги на подобные объявления? Сам Коляда уверен, что мэр поступил правильно.

    Писатель Алексей Иванов не согласен: "Главное, чтобы трубы дымили: сначала заводы, а потом культура". Певец горнозаводской цивилизации уверен: Екатеринбург - самодостаточный город с глубокими корнями, и главным при продвижении бренда мегаполиса являются его промышленные и технические достижения. Сейчас он пишет книгу о Екатеринбурге 90-х годов прошлого века, и время покажет, сумеет ли он так же раскрутить Екатеринбург, как Шекспир - Верону. Сам он влияние своего труда на восприятие столицы Урала в России и мире оценивает весьма сдержанно.

    Кстати, говоря о господдержке, спикеры не обошли вниманием "культурную революцию" в Перми - пример практически неограниченного госфинансирования для агрессивного насыщения среды культурными событиями, явления, которое возникло на ровном месте и закончилось бесславно. "Скучно, уныло и вторично", - оценил "пермский феномен" житель этого города Алексей Иванов.

    По мнению участников дискуссии, бренд в конечном счете формируют СМИ. Но  культура играет в этом процессе важнейшую роль.

    - Искусство - лабораторная зона для бренда, - считает Алиса Прудникова. - Бренд - это не логотип, не образ, а смысл. И сила искусства в том, чтобы этот смысл создать.

    Поделиться