На чемпионате России по легкой атлетике, отборочном к московскому чемпионату мира, Татьяна Лебедева преодолела квалификацию в тройном с шестым результатом -13,80 м. В финале в лучшей попытке она улетела на 13,97 м и снова стала шестой, не выполнив норматив. К такому раскладу Татьяна Лебедева была готова еще накануне старта соревнований. Она призналась журналистам, в том числе корреспонденту "РГ", что не готова выступать на мировом первенстве.
Татьяна Лебедева: В 2007 году, когда стало известно, что Москва примет чемпионат мира в 2013, я сказала себе, что именно в "Лужниках" хочу закончить карьеру. Это олимпийский стадион. Я воспитывалась на книжках про спортсменов и очень трепетно отношусь к истории спорта. Читала как-то воспоминания Виктора Санеева (единственного трехкратного олимпийского чемпиона в тройном прыжке - Прим. Авт.), который на своей четвертой и последней московской Олимпиаде стал только серебряным призером: "софиты погасли, я лег на дорожку и понял, что карьера закончилась". В 1982 году ему было 35. В свои 37 я тоже понимаю, что дальше у меня не будет лучших результатов в большом спорте. Но и отпустить ситуацию не могу. Все-таки спорту я отдала часть жизни. Сейчас я не так активно тренируюсь, работаю в щадящем режиме. Поэтому и не набрала ту форму, чтобы выступить на чемпионате мира. Значит, пусть моим заключительным стартом будет чемпионат России. Конечно, хотелось из спорта уйти красиво. Но это тяжело. В 37 лет олимпийский чемпион Сеула-88 Сергей Бубка проиграл в Сиднее-2000 с "баранкой": голова помнит, есть мотивация, но нет физической возможности. Но все равно для меня даже участие в чемпионате страны - это победа над собой. Я смогла сохранить форму. И попробовала дать бой молодым.
Какую из своих побед вы запомнили больше всего?
Татьяна Лебедева: 2001 год, Эдмонтон, чемпионат мира. Наверное, первая большая победа всегда запоминается. Моей главной соперницей была олимпийская чемпионка. Я знала, что она серьезно и целенаправленно готовится. А я собирала все коммерческие турниры. Решила тогда: сделаю себе заметную прическу, если не выиграю, так хоть чем-то привлеку к себе внимание. Но я победила. Для меня это было неожиданно. Я пребывала в эйфории. А вот победа в Афинах была ожидаема. На меня вообще заранее повесили две золотые медали. Когда в тройном не получилось, это был черный день. Боялась, что придется оправдываться перед журналистами, было неприятно, что не оправдала надежд. Но я вспомнила Ирину Привалову, Себа Коэ, которые не стали чемпионами в коронном виде, и это мне помогло. Тогда в Афинах я даже не радовалась "золоту". Наоборот, было опустошение. Только через несколько месяцев до меня дошло, что я олимпийская чемпионка.
Вариант с тренерской деятельность рассматриваете?
Татьяна Лебедева: Да, у меня есть большой опыт. Но вот вопрос: смогу ли всю себя отдать этому делу. У меня было пять тренеров за карьеру. Это много. Между спортсменом и тренером нужен диалог, контакт, полное доверие. Высший пилотаж, это когда тренер ведет спортсмена с самого детства. Я, кстати, тоже сначала думала, что могла бы работать с детьми. Но скорее всего я буду с них слишком много требовать, буду максималисткой. Но все равно примеряю на себя роль тренера. Раньше на всех смотрела, как на соперниц. Сейчас общаюсь со спортсменами, с тренерами, мы обмениваемся мнениями. Пыл угас. Понимаю, что не прыгну мировой рекорд. Хочется помочь молодым спортсменам, чтобы не наступали на те же грабли. Хочется, чтобы мой опыт кому-то пригодился. И пример олимпийского чемпиона в прыжках в высоту Сергея Клюгина, который воспитал еще одного чемпиона Ивана Ухова, меня очень вдохновляет.