Владимир Александрович, почему саморегулированию в России понадобился институт?
Владимир Аверченко: Интересный вопрос. Дело в том, что саморегулирование в России имеет очень краткую историю. Всего-навсего три года. И тот период, который потратило государство на формирование своих систем в саморегулировании, а это более ста лет в других государствах, у нас еще не прошел. Поэтому мы слышим сегодня самые различные мнения: зачем организовали, может быть, было бы лучше вернуться к старой системе государственного лицензирования и проблем было бы от этого меньше? Есть десять отраслей, в которых государство приняло решение обязательного саморегулирования. Это деятельность арбитражных управляющих, аудиторская деятельность, оценочная деятельность, кредитная кооперация, деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, строительство, архитектурно-строительное проектирование, инженерное изыскание в области строительства, деятельность в области энергетических обследований и теплоснабжения. Есть еще добровольное саморегулирование, которое уже за этот период также сложилось по инициативе профессионального сообщества. Это профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность негосударственных пенсионных фондов, кредитная кооперация, кадастровая, рекламная деятельность, функционирование накопительных кооперативов, патентных поверенных, медиация, деятельность микрофинансовых организаций и т.д. Кроме того, уже появились такие организации, как сообщества производителей стройматериалов, переработчиков мусора, лифтовиков, организации управляющих недвижимостью, в области пожарной безопасности, производителей в сфере физической культуры и спорта и т.д. То есть предпринимательское сообщество не стоит на месте, проявляет инициативу. Но это все фрагментарно, несистемно, и нет никаких структур на территории нашей страны, кроме различных чиновников внутри различных ведомств, которые бы оценивали и анализировали эту ситуацию. В общем, непонятно, какие наблюдаются тенденции, происходят события, как это влияет на взаимодействие госструктур и профессионального бизнес-сообщества. Не публикуется никаких общих докладов, которые бы анализировали ситуацию. Мы пришли к выводу, посоветовавшись с рядом национальных объединений СРО, что такая организация, которая бы занималась анализом, подготовкой публикаций и т.д., крайне необходима.
Правильно я понимаю, что ваш институт станет главным независимым экспертом оценки той или иной отрасли?
Владимир Аверченко: Я думаю, что мы будем той площадкой, на которой будет работать общероссийское экспертное сообщество и на котором будет формироваться общее мнение путей развития саморегулирования.
Каковы стратегические цели института?
Владимир Аверченко: Во-первых, это разработка общегосударственной модели саморегулирования и самоуправления, оптимально подходящей к условиям внутреннего рынка РФ и способствующей быстрому развитию саморегулируемых отраслей как в плане качества создаваемых продуктов и услуг, так и в аспекте количественного роста показателей ВВП. Мы будем заниматься и разработкой актуальных моделей развития саморегулируемых организаций. А также выявлять факты коммерциализации в саморегулировании, заниматься популяризацией идей саморегулирования.
Над чем вы уже работаете?
Владимир Аверченко: Мы формируем экспертное сообщество. Институт проблем саморегулирования - это прежде всего люди, профессионалы. Большинство будут работать на общественных началах, но часть мы уже приняли на условиях договора. Согласие быть экспертами нашего института дали уже более десятка депутатов Госдумы. Привлекли к работе ученых из разных областей, установили контакты с национальными объединениями и договорились о сотрудничестве с профессиональными сообществами.
План нашей деятельности опубликован на сайте. В ближайшее время планируем начать подготовку национального доклада о саморегулировании.
Вас поддерживает бизнес?
Владимир Аверченко: Да. Финансово. Выделяет деньги, не вмешиваясь в нашу внутреннюю деятельность. В первую очередь мы получили помощь от строителей.
Кстати, буквально сегодня я получила смс-сообщение: готовы оформить любое СРО за неделю. Что это?
Владимир Аверченко: Это одна из болезненных точек саморегулирования - коммерческие СРО, которые не заботит профессиональное качество, характеристики той или иной бизнес-структуры, они просто пытаются торговать допусками. Одна из целей и задач нашего института - добиться того, чтобы профессиональное сообщество от подобной противоправной деятельности себя защитило.
С какими общественными организациями вы планируете работать?
Владимир Аверченко: Я уверен, что мы будем работать в полном контакте с РСПП, "ОПОРОЙ России", "Деловой Россией" и Торгово-промышленной палатой. И мы очень благодарны этим структурам за поддержку, которую они нам уже оказали.
А есть ли у вас противники? Или аналогичные структуры, которые вы подвинули?
Владимир Аверченко: Структур, которые ставили бы так широко, как мы, задачи, я не вижу. А вот организаций, которые интересуются проблемами саморегулирования, сотни. И это как раз говорит о том, что мы правильно выбрали свой путь. Мы будем отвечать на массу вопросов бизнеса и давать экспертную оценку тем событиям, которые происходят в той или иной отрасли. Мы созданы не против какого-то, а для развития саморегулирования на территории нашей страны. Во всех организациях, которые занимаются проблемами саморегулирования, мы видим своих партнеров.
Смогут ли бизнесмены обратиться к институту с той или иной проблемой и получить экспертный ответ?
Владимир Аверченко: Да они уже обращаются. Тема-то СРО - злободневная.