- Мне приходилось сталкиваться с подобными ситуациями, хотя считаю, что у хорошего руководителя такие случаи единичны. Чтобы у остальных сотрудников не возникало затаенных обид, соберите весь коллектив и доходчиво объясните, за какие заслуги был выбран именно этот сотрудник. Ни у кого не должно возникнуть сомнений в том, что выбор был честным, - советует Александр Власов, руководитель департамента по работе с операторами связи T-Systems CIS, глава представительства Deutsche Telekom в России.
- В западных компаниях, где внедрены понятные карьерные лестницы, если сотрудник не доволен назначением коллеги, с ним беседуют и фиксируют его цели и задачи, которые он должен выполнить, чтобы претендовать на повышение, то есть создается план на ближайшее время. По достижении этих результатов сотрудник получает новый грейд на этой же должности, либо новую должность, либо повышение зарплаты. Беседа с руководством в любом случае должна быть проведена, - рассказала "РБГ" о зарубежном опыте директор департамента исследования рынка труда консалтинговой компании Case Наталья Жеребцова. - Российские компании постепенно перенимают западные технологии, в том числе и этот подход. Но на практике до сих пор часто встречается нежелание руководителя снимать напряжение в коллективе именно по вопросу повышения кого-либо в должности.
Если речь идет о должности, на которую претендует сам работник, то его реакция куда острее: 49% респондентов вроде бы и радуются за коллег, но испытывают душевные терзания, 16% огорчаются, а с негодованием бегут к начальству уже 7%.
- Возмущение сотрудника может быть связано с тем, что с ним не обговаривали вакансию и не сообщали о требуемых для конкретной должности компетенциях. У нас были случаи, когда на одну позицию внутри организации претендовало несколько кандидатов. В таких случаях мы информируем кандидатов о требованиях позиции, далее проводим личные беседы и оценку компетенций каждого кандидата, после чего делаем выбор. В целом залог успешного мотивирования персонала - построение правильной коммуникации в процессе выбора кандидата. Не подавать лишние надежды, правильно оценить каждого кандидата, дать корректную обратную связь сотруднику, который не подошел на позицию, - все это помогает выстраивать плодотворные взаимоотношения внутри коллектива, - считает Виктория Сапранова, и.о. директора по персоналу компании Itella в России.
Не обходится и без чувства зависти, в проявлении которого признались 39% опрошенных. Примерно столько же (31%) указали, что коллега получил повышение неоправданно. Несмотря на это, 60% продолжили общаться со счастливчиками так же, как раньше. Лишь четверть тех, чье повышение досталось коллегам, совсем перестали с ними разговаривать или свели контакты к минимуму.
Любой руководитель рано или поздно сталкивается с недовольством и чувством несправедливости у своих подчиненных - всем угодить нельзя, констатирует Константин Макаров, исполнительный директор "Бинго-Бум": "Но предпринять превентивные меры можно. Самое главное - это сформировать прозрачную систему бонусов и вознаграждений. Каждый сотрудник должен четко понимать, почему именно коллега из соседнего отдела получил повышение. Это позволит избежать лишних разговоров и обид".