15.08.2013 15:50
    Поделиться

    Дело маньяка из Владимирской области дошло до суда

    Следственный комитет завершил расследование в отношении жителя Собинского района ранее судимого Александра Золотавина. Собинский душегуб оказался серийным маньяком.

    Не дошла

    Пропавшую первого сентября прошлого года пятнадцатилетнюю девочку второго сентября в три часа ночи нашел дедушка. Она лежала на участке теплотрассы между жилыми домами с признаками насильственной смерти.

    На место преступления сразу же выехали руководители следственного управления и следственная группа из сотрудников Петушинского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Владимирской области. По предварительному заключению экспертов, смерть наступила от асфиксии.

    Аня поступила во Владимирский торгово-экономический колледж и первого сентября вернулась в родную Собинку после торжественного сбора. В 6 часов вечера зашла поделиться радостью к маме и отчиму, а в половине девятого отправилась к бабушке с дедушкой. Родители давно работали в Москве, и девочка жила с ближайшими родственниками.

    Но дома она так и не появилась, и в 11 вечера бабушка позвонила родителям: "Еще не пришла?". Начали искать.

    Мама и отчим прошли маршрутом, которым обычно ходила Аня, поехали в полицию и написал заявление о ее пропаже. Позднее дедушка предложил обследовать путь в обратном направлении, взял фонарь, стал светить по трубам теплотрассы и увидел тело... Неподалеку валялся разломанный телефон.

    От мамы до бабушки рукой подать. Но Аня, экономя время, выбрала кратчайший маршрут - плиты теплотрассы, хотя в пятидесяти метрах проходит освещенная асфальтовая дорожка.

    Душегуб напал на нее в самом конце трассы. Девочка не дошла до своего подъезда всего 30 метров.

    За 20 дней следователи из Собинского отдела опросили полторы тысячи жителей. Руководитель следственной группы Иван Кузнецов не скрывал, что первыми под подозрение попали друзья и одноклассники погибшей. Было известно, что Аня любила сидеть с ними на трубах теплотрассы.

    Работать с подростками оказалось труднее всего. Чтобы добиться откровенности, с некоторыми приходилось встречаться по нескольку раз и беседовать не один час. Боялись родителей. Один уверял, что вечером первого сентября чинил машину в гараже у друга, а другой - что в это время был на работе. На самом деле первый пил пиво, а второй в это время катался без прав на машине...

    Почерк убийцы

    Почти сразу в деле появился главный свидетель. Жительница Собинки пришла в следственный отдел, как только узнала про убийство. Рассказала, что 1 сентября вечером ехала с мужем на машине и когда стала объезжать дом, увидела девочку и парня, который следовал за ней. Запомнила щетину на его лице. В сердцах сказала: "Знала бы, за ней пошла!" Ее показания по времени совпадали с совершением преступления.

    Так у следователей появилась еще одна версия (всего их было одиннадцать): убийство совершил мужчина, который следовал за Аней.

    Начали проверять всех ранее судимых и поднадзорных, проживающих в районе. Участковый рассказал о жителе города Лакинск Золотавине, судимом за грабеж и разбой и выпущенном год назад.

    Под предлогом профилактической беседы пришли к нему, но дома не застали, оставили повестку. В назначенное на 12 сентября время тот не явился. Это, конечно, насторожило. Вызвали родителей. По их версии, сын, услышав о визите следователей, разволновался и убежал из дома. Отец возмущался: оставьте его в покое, первого сентября он никуда не ходил.

    Провели обыски дома и по месту работы. До убийства он работал плотником в деревне Курилово. Коллеги рассказали: парень нелюдимый, заторможенный. Первые дни сентября ходил со щетиной, спросили его: ты что, в попы собрался? А начальник сообщил, что 12 сентября отец принес заявление от его имени - на отпуск на 10 дней за свой счет.

    Убитая девочка была задушена. Неизвестный напал на нее сзади. А накануне 30 августа в полицию Собинского района с заявлением об изнасиловании обратилась жительница деревни Кузьмино. Поздно вечером она приехала из Москвы, вышла в Ворше и пошла в направлении своей деревни через поле. Насильник настиг ее сзади, обхватил горло руками и стал душить. А когда у нее зазвонил телефон, разломил его пополам и выбросил в траву.

    Девочка не дошла до дома 30 метров

    А при допросе потерпевших по старому делу в Лакинске выяснилось, что Золотавин нападал на женщин сзади, тоже душил и явно не хотел ограничиться сумкой. Этот факт был отражен в приговорах суда. Но, по счастливому стечению обстоятельств, в тот момент рядом с жертвами оказывались случайные прохожие, которые мешали насильнику. Так вырисовывался почерк преступника.

    Задержан в Сибири

    На теле и одежде убитой были обнаружены биологические следы, принадлежащие одному неизвестному лицу.

    У родителей Золотавина изъяли образцы ДНК. Предварительный ответ из генетической лаборатории Главного управления криминалистики пришел быстро: они могут являться родителями лица, чьи биологические следы были обнаружены на теле потерпевшей.

    Было указано, что на одежде кровь человека, предположительно сына Золотавиных.

    На тот момент сам главный подозреваемый скрылся.

    - С этого момента мы отбросили все остальные версии, - пояснил Иван Кузнецов.

    Операция "Захват"

    В связи с резонансом и большой сложностью преступления дело было передано в аппарат областного управления СК. Группу возглавил сотрудник отдела по расследованию особо важных дел Александр Пестов.

    - На тот момент, когда я принял уголовное дело к производству, было отработано 10 версий, - рассказывает он. - Осталась основная, наиболее реальная - преступление совершено Золотавиным.

    Но душегуба и насильника предстояло еще найти. Телефона у него не было. Оперативникам стало известно, что он связался с отцом и сообщил, что устроился на работу в Иркутске.

    Установили, что звонок сделан со станции Зима. Проверка данных железной дороги показала, что из Лакинска Золотавин доехал до Нижнего Новгорода, а там купил билет, на который хватило денег, - до Иркутска. Вышел в 100 километрах от него, на станции Зима, чтобы купить сигарет - и опоздал на поезд.

    Нельзя было допустить утечки информации. Убийца работал на пилораме и легко мог скрыться в тайге.

    - Усыпляя его бдительность, мы через день вызывали родителей и вели с ними беседы: "Нам нужен ваш сын, где он? Как только явится, пусть немедленно придет к нам", - поясняет Иван Кузнецов. - Делали вид, что не знаем о его местонахождении.

    Как только позвонили коллеги из Иркутска и сообщили, что Золотавин у них, на его задержание выехала группа из Владимира. Возглавлял ее Александр Пестов.

    - Прилетели и в этот же день избрали меру пресечения - заключение под стражу, - рассказывает Пестов. - В Иркутске в ходе допросов Золотавин дал признательные показания. Затем провели проверку его показаний на месте. Следственные действия в Лакинске и Ворше подтвердили версию, что в обоих случаях действовало одно лицо. Предъявили обвинение.

    Эксперты признали его вменяемым.

    Дело N 38623

    - На вид это обычный человек, - дает его психологический портрет Александр Пестов. - Когда работаешь следователем, не ожидаешь увидеть монстра. Очень заикается и отстает в развитии. Сложно с ним беседовать. Наладили психологический контакт. После этого в присутствии защитника рассказал об изнасиловании в Ворше и о четырех фактах попыток изнасилования в августе-сентябре. Когда я пошел распечатать протокол в Собинском изоляторе временного содержания, госзащитник испугалась: "Я не могу с ним оставаться, у меня мурашки по коже, вызовите охранника".

    Дело N 38623 без преувеличения выбило собинский следственный отдел из графика на месяц. Следователи работали фактически сутками, понимая: чем больше времени проходит, тем меньше шансов остается найти убийцу. К расследованию привлекались специалисты из центрального аппарата СУ СК РФ, сотрудники Главного управления уголовного розыска МВД РФ, эксперты Главного управления криминалистики.

    Поделиться