26.08.2013 12:58
    Поделиться

    В Екатеринбурге поставят диагноз российскому театру

    На следующей неделе в Екатеринбурге стартует XII Всероссийский фестиваль "Реальный театр" - один из самых известных и уважаемых на театральной карте России. По определению, этот фестиваль ставит диагноз состоянию российского театра. О симптомах, течении и прогнозе рассказал театральный демиург и директор фестиваля Олег Лоевский.

    Какие процессы, на ваш взгляд, сейчас протекают в российском театре?

    Олег Лоевский: С годами я стал мудрее и понимаю, что ничего нового не происходит. Все время одно и то же: есть хорошие спектакли, есть плохие, и я думаю, количество и тех, и других стабильно. Это означает, что театр скорее жив, чем мертв, существует в таком нормальном состоянии. И каждый зритель получает свой кусок театра. Одни ходят на искрометные комедии и счастливы, другие никуда не ходят - и еще больше счастливы. А те, кто любят серьезный театр, тоже найдут свое счастье, особенно если придут на наш фестиваль.

    Судя по программе "Реального театра", в которой на этот раз присутствуют Ибсен и Стриндберг, сейчас наступила мода на "новую драму"? Так же, как пару-тройку лет назад в моду вошел Сухово-Кобылин, потом Гоголь...

    Олег Лоевский: Да нет же, это не мода, а состояние общества. Дело в том, что общество каждый раз предлагает какие-то новые темы. И "Враг народа" Ибсена, который идет в театре Маяковского и в театре у Додина, - это отражение процессов, которые происходят в обществе. Также и Сухово-Кобылин: его ставили не потому, что первый раз в жизни прочитали его пьесу, а потому что завелась "какая-то в державе нашей гниль", если процитировать Гамлета. Но поиск тем - не первоочередная задача фестиваля. Спектакль - понятие целостное, и я приглашал на фестиваль по единственному принципу, который я знаю: торкнуло - не торкнуло. Когда торкнуло - тогда и зову.

    То есть, "Реальный театр" диагностирует не только течение театрального процесса, но и состояние общества в целом?

    Олег Лоевский: А как же! Театр отражает общество, это зеркало.… Почему вдруг спектакль живет - живет, и вдруг сдувается? А бывает, что спектакль из социально-трагедийного памфлета вырождается в вялую карикатуру, как это было с гениальным спектаклем Эфроса "Женитьба"… Театр - это дело живое, простите за банальность.

    Стало быть, раз режиссеры взялись за Ибсена, значит, все вокруг уныло и беспросветно?

    Олег Лоевский: Во-первых, Ибсен - это не уныло. Этот автор может быть живым, искрометным и неугомонным. Спектакль надо посмотреть - тогда и судить.

    Что особенно дорого вам в XII "Реальном театре"?

    Олег Лоевский: Я радуюсь тому, что город (уже второй раз) обращает внимание на фестиваль. И выделил те деньги, которые все время называют деньгами налогоплательщиков. Эти налогоплательщики, как я понимаю, собрались, поговорили между собой и сказали: а зачем мы будем тратить деньги на какие-то банкеты или поездки чиновничьего состава за границу, - мы их лучше отдадим Лоевскому на фестиваль. Так вот налогоплательщики мне деньги отдали, и я уже на второй фестиваль могу пригласить спектакли, которые стоят денег. Как известно, чем лучше качество - тем дороже стоит. Хотя в нашей действительности бывает и иначе, но в театре эта аксиома порой работает.

    Справка "РГ"

    В основной программе XII "Реального театра" 15 ярких постановок минувшего сезона, которые привезут театры со всей России - от Улан-Удэ до Санкт-Петербурга. Спектакли представят на шести театральных площадках Екатеринбурга, впервые - не на сцене ТЮЗа, который сейчас ведет "бродячее" существование из-за реконструкции исторического здания. Гостями и участниками фестиваля станут свыше 300 человек.

    Поделиться