Банкиры разыскивают в Швейцарии недобросовестного заемщика

Уровень развития правового регулирования неизбежно сказывается на качестве ведения бизнеса, выстраивании партнерских отношений и в целом на этике в бизнес-сообществе. Это относится и к развитым правопорядкам. То, как глобализация позволяет нашим соотечественникам выстраивать свой бизнес далеко за пределами России, мы обсуждали с начальником правового управления инвестбанка Веста Алексеем Мерзляковым.

Как выглядит с юридических позиций нынешняя ситуация, связанная с кредитами, покупкой и продажей предприятий и другими "горячими точками" бизнеса?

Алексей Мерзляков: Ситуация находится в правовом поле. Конечно, всем очевидно, что лихие 90-е годы давно позади, и хозяйственные споры сегодня рассматриваются в судах, а не на пустырях с "братвой" и стволами.

При общем повышении "цивилизованности" методов ведения спора меньше ведь их не стало?

Алексей Мерзляков: Конечно. Примеров достаточно, и один, как говорится, краше другого.

Назвать можете?

Алексей Мерзляков: Да, секрета нет, это публичная информация, смотрите сайт арбитражного суда г. Москвы. Некто Александр Гнездилов, предприниматель, специализирующийся в области электронной торговли, привлек для бизнеса сумму примерно в 90 млн рублей, подыскав себе инвестора в лице нашего банка.

Значит, были договоры кредитования и другие бумаги...

Алексей Мерзляков: Разумеется. В том числе договоры поручительства лично от г-на Гнездилова и соответствующие рекомендации. Гнездилов был представлен банку как инновационный бизнесмен, долгосрочное сотрудничество с которым рассматривалось как вполне перспективный шаг. И это был не просто кредит на предпринимательские нужды, а на совершенствование бизнеса и его дальнейший рост.

Рискну предположить, что заемщик деньги не вернул и отдыхает на экзотических островах?

Алексей Мерзляков: В Швейцарии, скорее всего. Одной из особенностей бизнес-модели г-на Гнездилова была тесная связь со Швейцарией через аффилированную местную компанию, которая, по нашей информации, могла принимать участие в движении денежных траншей из России. Швейцарский бизнес, судя по активности г-на Гнездилова в социальных сетях, хорошо себя чувствует. Примечательно, что российские компании Гнездилова находятся в процессе банкротства, а тот же бизнес продолжает работать через новые юридические лица. Сам же заемщик, предположительно, оседает в стране гор и озер, где, судя по местным публикациям, слывет добропорядочным бизнесменом. "В горах, - говорил он, - веди себя прилично!" И был прав. В Швейцарии не будут церемониться, если ты уличен в нарушении местного законодательства. Но, видимо, правовой механизм ряда государств, таких, например, как Швейцария, позволяет тратить таким образом полученные денежные средства.

Так он точно в Швейцарии?

Алексей Мерзляков: Вероятней всего, да. Нам известен предполагаемый адрес г-на Гнездилова, его супруги и его фирмы.

Что предпринимает банк?

Алексей Мерзляков: Есть два судебных решения о взыскании с г-на Гнездилова заемных средств, датированных еще апрелем 2013 года. Соответствующие иски со стороны банка были удовлетворены. Ответчик исчез, но мы работаем в рамках российского законодательства над решением этого вопроса. Сейчас начинаем консультации с государственными органами Швейцарии.

И на что вы рассчитываете?

Алексей Мерзляков: Как минимум, на внимание швейцарских властей к источнику происхождения денежных средств, на которые ведется бизнес в их стране.