Этим летом в одиннадцати федеральных ведомствах, а также аппарате Совета Федерации прошел эксперимент по электронному отбору на службу. Вакансии публиковались на федеральном портале управленческих кадров. Претендент мог подать документы в электронном виде и даже пройти предварительные тесты, чтобы понять: подходит - не подходит.
Сегодня госслужба манит многих, но как туда попасть? Можно ли избавиться от старой кадровой болезни, когда хорошие посты распределяют по знакомству? Не исключено, что электронные технологии облегчат доступ толковых людей к государевой службе. В ходе эксперимента активно электронный набор шел в том числе в таможенную службу, Росавтодор, Росалкогольрегулирование и другие ведомства.
А недавно правительство внесло в Госдуму законопроект, позволяющий выставлять государственные вакансии на одном сайте - том самом федеральном портале управленческих кадров. Причем "призыв" там будет проводиться не только на чиновничьи, но и судейские должности. Сегодня подобные объявления публикуются непосредственно на сайтах судов или государственных органов, где открылась вакансия. Понятно, что за всеми уследить невозможно. Теперь же, как предполагается, будет создан и централизованный список вакансий государственного значения. Правда, процедуры электронного отбора, подчеркнем, разрабатываются для исполнительной власти.
Сейчас в базе данных портала управленческих кадров уже находится более 2 тысяч вакансий федеральных ведомств и региональных администраций. Если закон пройдет, их станет намного больше. В перспективе, как планируется, желающие попытать силы на госслужбе смогут направить через портал документы и дистанционно пройти предварительные тесты на знание основ конституционного строя, законодательства о государственной гражданской службе, в том числе, основ антикоррупционного законодательства. Придется доказать также свое знание русского языка, основ делопроизводства, информационных технологий и тому подобное. Как планируется, в октябре по итогам пилотного проекта должны быть подготовлены рекомендации по автоматизации отдельных отборочных процедур конкурса на государственные должности. Также будут написаны и в целом методические рекомендации по внедрению объективных и прозрачных механизмов конкурсного отбора.
Технических вопросов, связанных с электронными процедурами, сейчас немало. Например, как определить, что человек, устраивающийся через Сеть, тот самый, за кого себя выдает? Другая проблема: как обеспечить равные возможности кандидатам, учитывая, что Интернет есть не у всех? Надо подумать.
Эксперты давно говорят, что необходимо в принципе узаконить возможность признания подачи документов в электронном виде как юридически равноправной альтернативы бумажной форме. При этом, возможно, говорят специалисты, стоит предусмотреть и ответственность гражданина за предоставление заведомо ложных сведений по Сети.
Однако привлечь честных, энергичных, профессиональных в чиновничьи ряды еще полдела. Нередко бывает так: придет молодой, полный чистых помыслов, человек на службу, а его засасывает рутина. Пройдет год-другой, глядишь, перед нами уже завзятый бюрократ, растерявший по кабинетам души прекрасные порывы.
Как показывает практика, молодые профессионалы тоже не ангелы, многие быстро перенимают коррупционные привычки и казенный стиль, если среда тому благоприятствует. Поэтому надо менять не только систему отбора, а в целом атмосферу в государственных канцеляриях.
Сегодня государство пытается внедрить на госслужбе самые современные кадровые технологии. Работу госслужащих будут оценивать по-новому, в том числе - с учетом мнения граждан. Для этого планируется разработать принципиально новые квалификационные требования к чиновникам, а также ввести новую систему оценки их работы. Столоначальника надо поставить в такие условия, чтобы приносить пользу людям было не только приятно, но и выгодно.
Эксперимент по проверке новых механизмов оценки прошел в трех ведомствах: минобрнауки, налоговой службе и Росреестре. В ходе него были разработаны в том числе методы общественной оценки. Например, в Росреестре было опрошено 200 граждан с помощью специальных анкет.
Правда, мнение граждан о столоначальнике - не единственное, на что планируется опираться при оценке чиновника. Уже подготовлен расчет ключевых показателей результативности деятельности гражданских служащих, в котором свыше 100 показателей. Разработаны и индивидуальные карты результативности для чиновника. В октябре-ноябре планируется утвердить методические рекомендации по проведению комплексной оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.
Важно, что создавать новую систему оценки чиновника помогают представители науки и бизнеса, специалисты по управлению. Здесь есть один подводный камень: бюрократия, как система, сама по себе способна выхолостить и испортить любое хорошее начинание. Тем важней помощь профессионалов с негосударственной стороны. Министерство труда и социальной защиты, которое курирует программу совершенствования госслужбы, привлекло к проектам представителей науки, в том числе из МГУ и Высшей школы экономики, а также специалистов по управлению из бизнес-консалтинга.
Еще один проект предусматривает внедрение в ведомствах системы наставничества, когда опытные чиновники будут передавать свой опыт молодым. Опыт, конечно, бывает, разный. Надо, чтобы учили хорошему, а от плохого отговаривали. Сейчас различные варианты наставничества прорабатываются в ходе пилотного проекта в 8 ведомствах. Наиболее активное участие в этом принимают Минюст России, Роспотребнадзор, ФАС России и Федеральное казначейство. Чтобы шефство старших не стало формальностью, наставника надо заинтересовать. Например, успешный наставник вполне может входить в число кадровых резервистов на замещение вакантной руководящей позиции. К тому же за работу наставником предлагают и доплачивать, что тоже интересно.
Например, наставнику за каждого подпечного может выплачиваться ежемесячная надбавка 10 процентов от должностного оклада (под шефство можно взять нескольких новичков), но не более 50 процентов. Вероятно введут и специальные премии для наставников. Хотя нельзя исключать, что опытному профессионалу нередко просто приятно поделиться своим опытом с тем, кто искренне того хочет. Наставниками будут назначать чиновников, имеющих стаж не менее 5 лет, а также пенсионеров. Последние смогут работать как на общественных началах, так и по договорам - за плату.