Как говорит Вайда, создатель "Солидарности" Лех Валенса - самый трудный материал за всю его карьеру. Но он рискнул за него взяться, потому что не видит другого режиссера, который мог бы удовлетворительно раскрыть эту тему. Валенса для него - пример современного героя, а вся новая Европа, считает мастер, рождена мятежным Гданьском.
Фильм представляет собой хронику событий в Гданьске, воспроизведенную средствами как игрового, так и документального кино. Сплав актерской игры и документа сделан виртуозно, актерские сцены на митингах сняты на крупном зерне и неотличимы от телехроники тридцатилетней давности. Художественное решение целиком подчинено утилитарной задаче: показать современной молодежи (Вайда считает ее целевой аудиторией), как люди идут в большую политику и круто меняют весь ход истории.
Простой рабочий. Единственная особенность, как он сам признается: в нем живет гнев. Гнев от несправедливости, от ущемления человеческой свободы, от унижения нищетой и бесправием. И он, в отличие от других, не молчит. И уже поэтому становится детонатором реальных действий для все более широкого круга единомышленников - становится лидером.
Композиционно фильм выстроен вокруг интервью Нобелевского лауреата Леха Валенсы (Роберт Викевич) видной итальянской журналистке Ориане Фаллачи (Мария Розария Омаджио). Уже набил руку на выступлениях, уже немного рисуется, зная историческую цену себе и своим делам. И пленку отматывают назад, к его первым эмоциональным реакциям на жизнь в социалистической Польше. На постоянный рост цен. На зависимость от приказов партийного начальства, которое, в свою очередь, полностью зависит от "Большого брата", от вечной угрозы нашествия "блюстителей порядка" в виде советских танков и вертолетов. На то, что полякам нужно принимать резолюции солидарности с бедствующими фермерами Таиланда, а потом стоять в нескончаемых очередях за самым необходимым у себя дома.
Эпизоды рабочих сходок, митингов и первых стачек рабочих верфи, к которым присоединяются и транспортники, и шахтеры Силезии, а потом и вся рабочая Польша, образуя уже неодолимое движение "Солидарность", сняты вполне в духе ленинских фильмов Михаила Ромма. Это, по-видимому, самый эффективный способ решать действительно трудные для кино темы типа "Как закалялась сталь". Вайда и не стремится к режиссерской оригинальности, полностью доверяясь искренне волнующему, даже восхищающему его материалу. Он его трактует как пример для юношества, и картину строит в какой-то степени как пособие, своего рода учебник активной общественной жизни.
Поэтому фильм вызывает такое количество ассоциаций с сегодняшними событиями в самых разных "горячих точках", и смотрится с неослабевающим интересом.