Кроме того, Верхувен провел интереснейшую встречу со зрителями. Несмотря на холод и дождь, зал под открытым небом был переполнен. Верхувен подкупил тем, что совершенно свободно и честно говорил на любые темы, в том числе самые откровенные (у него, впрочем, и фильмы такие). Обозреватель "РГ" записала 15 вещей, которые ее особенно "зацепили", за время двухчасовой встреч.
1. Времена поменялись. Я думаю, сексуальная свобода Голливуда с 70-х исчезла. Тогда, во времена сексуальной революции, было гораздо больше возможностей показывать секс. А сейчас невозможно с актеров снять одежду. В Голландии я работал гораздо свободнее. Зато в США платят больше. Но я делаю вид что уехал вовсе не за этим, а ради свободы.
2. Кино - такое искусство, где художественная экспрессия идет рука об руку с экономической успешностью. Кино - это гибрид экономики и искусства. И каждый раз, когда ты берешься за фильм, ты должен делать его так, чтобы деньги вернулись. На самом деле, если ты снимаешь три фильма, которые не возвращают деньги в прокате, то на сегодня это значит, что твоя карьера режиссера окончена.
3. Мы получили от Акунина право снимать фильм "Азазель" на несколько лет. Первой проблемой стала беременность Милы Йовович, которая должна была сыграть главную роль Амалии. Мила очень популярна в Европе, и деньги, выделенные на фильм, тут же стали таять. Снимать уже не было возможности, а потом время прошло, и права вернулись к Акунину. Но, думаю, если прийдет человек и скажет: "Я готов дать средства", то я смогу убедить Бориса снова отдать мне права, хотя он и подозрительно отнесется ко мне. Жаль, что фильма не получилось. Мне нравится роман "Азазель", как и весь цикл Акунина о Фандорине.
4. Каждую откровенную сцену "Основного инстинкта" я тщательно раскадровал. Актеры знали, какая часть их тела будет показана и как, я им подробно объяснил, что лизать, целовать и так далее.
Есть ли планы на третью часть фильма?
Я и второй "Основной инстинкт" делать не хотел, так что третий - уж точно нет. Вообще, терпеть не могу сиквелы, потому что сиквел не является источником приключения. Когда ты снимаешь фильм, ты ничего не знаешь и идешь в неизведанное. А когда делаешь сиквел, все знаешь и чувствуешь себя в безопасности. Но режиссер не должен чувствовать себя в безопасности.
5. Когда смотришь ремейки, чувствуешь себя мертвым. Когда я посмотрел ремейк "Вспомнить все", он показался скучным. Авторы не поняли, о чем был наш фильм. Ремейк получился совсем без чувства юмора, очень серьезным. Они добавили много погонь и "экшн" и пропустили философский момент! А для меня было важно снять фильм на двух уровнях, чтобы было непонятно, что сон, а что - реально. Я-то считаю, что и то, и другое - реально.
Что касается ремейка "Робокопа", я смотрел трейлер и не видел фильма. Но мне опять показалось, что авторы отнеслись к работе очень серьезно. Так что я не полон радужными ожиданиями в отношении премьеры.
6. Я бы сам хотел переснять фильм "Двойная страховка" в стиле "нуар". И сейчас работаю над этим. Но если говорить о великих фильмах, мне кажется странным их переснимать - сама идея, что их можно улучшить, выглядит абсурдной.
7. Авторы японского фильма "Империя чувств" пошли в изображении откровенных сцен гораздо дальше, чем я в своих картинах. Мои фильмы по сравнению с ним - детский сад. Но этот фильм был запрещен к показу во многих странах, в том числе и в России. Хотя в Голландии можно его увидеть. Так что, если хотите посмотреть художественное порно...
8. Последние 15 лет голливудская индустрия развивается таким образом: студии снижают возрастной рейтинг фильма для того, чтобы получить более широкую аудиторию. Сейчас, если есть сцены, которые могут спровоцировать или разозлить зрителя, их выкидывают из картин и показывают супергероев.
Я оптимистично смотрю на будущее кино. В прошлом году Спилберг и Лукас сделали пророчество о том, что кино рухнет, потому что блокбастеры не смогут приносить прибыль. Это уже произошло этим летом: восемь блокбастеров провалились в прокате. Но я думаю, что кино не рухнет, потому что студии адаптируются к этой ситуации.
9. Станет ли реальность больше отражаться в кино? Надеюсь, что так будет. Потому что студии стал понимать - фантастика и супергерои больше не работают. Посмотрите такие сериалы, как "Клан Сопрано", где показаны взаимоотношения людей в реальной жизни. Это захватывает зрителя. Так что сейчас идет совсем другой процесс, и я надеюсь стать его частью.
10. Я бы сказал, что мои фильмы "Черная книга" и "Оранжевый солдат" - две стороны одной медали.
11. Важно, чтобы актеры хорошо выглядели, и чтобы они хотели делать то, что я им говорю, третьего не дано.
12. Я верю, что нельзя сделать сцену секса, если ты не занимался сексом. Так что, когда я делаю сексуальные сцены, то базируюсь на собственной памяти. Ну и еще на памяти нескольких женщин.
13. Я написал книгу об Иисусе Христе, где он предстает с исторической точки зрения, а не с религиозной. Написал так, как будто находился в том времени, рядом с ним. Я, кстати, большой фанат Иисуса. Я думаю, что те этические темы, которые Иисус поднимал, были очень правильными, но этим постулатам невозможно следовать. У нас это не получалось уже 2000 лет! Никто же не считает себя его врагом. А отсутствие врага и есть смысл его учения. Я хотел бы снять фильм по этой книге. Но пока не уверен, сделаю ли это.
14. Я считаю иронию утерянным искусством. Сейчас никто не умеет прибегать к иронии. Когда мы делали, например, "Звездный десант", в нем было полно иронии. Мы цитировали Лени Рифеншталь, например, говорили про фашизм, но делали это иронично.
15. Я часто хожу в кино. Смотрю, как сделано. Мне понравились фильмы Ханеке "Любовь" и "Белая лента". Меня завораживает консервативность, с которой работает Ханеке. Статичная камера... Медленное движение сюжета... Почему-то в моем творчестве эти вещи не работают. Я люблю Феллини и Хичкока, Эйзенштейна и Стравинского. Я люблю "Восемь с половиной", "Сладкую жизнь", "Ивана Грозного", "Доктора Живаго" и "Лоуренса Аравийского"... Самые большие проблемы у меня - с просмотром собственного кино. Единственный фильм, где их не возникает - это "Шоу-герлз".