26.09.2013 17:45
    Поделиться

    Вычислять маньяков-стрелков становится все труднее

    Обнародованная ФБР предсмертная записка Аарона Алексиса, устроившего 16 сентября массовую бойню в здании штаба ВМС США, свидетельствует о том, что раскрывать мотивы маньяков-стрелков и, соответственно, предотвращать их преступления становится все более трудной задачей. Сейчас американские СМИ задаются вопросом: как же вышло, что тихий программист в военном ведомстве, оказавшийся параноиком, до самой трагической развязки не вызывал никаких подозрений у службы безопасности режимного объекта.

    Иными словами, вот принципиальный вопрос: в какой степени ответственность лежит на спецслужбах, проворонивших у себя под носом опасного преступника, и до какой степени маньяки с "синдромом стрелка" в принципе поддаются вычислению. Эксперты, едва ознакомившись с предсмертной запиской Алексиса, в один голос признали: да это же чистой воды шизофрения и паранойя. "Я уже минимум три месяца являюсь объектом атаки низкочастотными радиоволнами, и, если честно, именно это заставило меня так поступить", - оставил он записку в номере гостиницы, откуда отправился на страшное дело. Вскоре после трагедии в американские СМИ просочилась информация о том, что IT-специалист известной фирмы, работающей по контракту с ВМС США, действительно состоял на учете у психиатра, а за месяц до преступления даже жаловался в полицию, будто кто-то разговаривает с ним через стены и потолок и "облучает его волнами". Если так, то это действительно провал правоохранительных структур, не обративших внимание на подозрительного гражданина, к тому же имеющего допуск на стратегический объект. В его досье имелись и правонарушения, не слишком безобидные. Однажды он прострелил колеса автомобиля на стройке и выпустил пулю в потолок своей квартиры - "для устрашения" соседей. Впрочем, образ жизни Алексиса в целом не вызывал подозрений у окружающих. Он увлекался буддизмом, занимался йогой и, говорят, даже подумывал стать монахом. Ну а пристрастие к компьютерным играм со "стрелялками" - это еще не преступление.

    Тот же норвежский стрелок Андерс Брейвик задолго до чудовищного преступления в молодежном лагере на острове Утойя "светился" на разнообразных экстремистских интернет-форумах и неонацистских сайтах. Заинтересуйся своевременно местные правоохранители его "манифестом свободной Европы", идеями "крестового похода против мультикультурализма", не говоря уже о видеоролике, выложенном в сеть прямо накануне теракта, его, возможно, удалось бы предотвратить. По крайней мере, в публичных высказываниях Брейвика специалисты могли бы распознать мотив будущего преступления, хотя и совершенно шизофренический. Впрочем, Брейвик также был признан вменяемым по итогам второй психиатрической экспертизы - иначе он просто-напросто не смог бы предстать перед судом. Зато теперь он даже получил возможность заочно поступить в университет Осло, на факультет политологии. А впоследствии, если захочет, и диссертацией заняться - например, на тему что-то вроде "феномен Брейвика в XXI веке".

    Американской фемиде до сих пор не удалось установить, что побудило устроить массовую бойню в кинотеатре маньяка-одиночки из Колорадо Джеймса Холмса. Дипломированный невролог, он несколько лет назад даже участвовал в конференции по биологическим причинам психических и неврологических расстройств. И говорят, неплохо тогда выступил. Вопрос о его вменяемости отложен до февраля 2014 года - сейчас "темного рыцаря" поместили в психиатрическую клинику для обследования. "Синдром стрелка" становится все более неявным, утверждают специалисты. А это означает одно из двух: либо тотальная слежка за всеми подозрительными гражданами, что никакой АНБ не под силу, либо - все останется как есть. К сожалению, любой из вариантов внушает не слишком много оптимизма.

    Кстати

    Аарон Алексис совершил преступление вскоре после того, как военный трибунал США вынес смертный приговор майору армии США, психиатру Хасану Нидалу, который в 2009 году устроил стрельбу на техасской военной базе Форт-Худ, убив 13 и ранив 30 сослуживцев и двух гражданских лиц. Выходец из семьи палестинцев-иммигрантов, он объяснил свой поступок "религиозными мотивами". После проведения психиатрических экспертиз, которые затянулись на год с лишним, армейский врач был признан вменяемым. Примечательно, что Нидал был прежде на хорошем счету, оказывал психологическую помощь солдатам, воевавшим в "горячих точках", и даже получил две награды - Памятную медаль национальной обороны и медаль за борьбу с терроризмом.

    Фоторепортаж
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Поделиться