Новости

01.10.2013 00:45

Договоримся по-хорошему

ВАС предлагает активизировать применение примирительных процедур
Во Владивостоке завершил работу VII Международный форум судей стран Азиатско-Тихоокеанского региона, проводимый под эгидой ВАС России. Темой дискуссий в этом году выбрано налоговое регулирование. Судьи, правоведы и представители налоговых органов обсуждали допустимые пределы налогового планирования, актуальные вопросы международного налогообложения и проблемы, возникающие в сфере применения налогового права.

В форуме участвовали председатели и судьи высших судов Вьетнама, Китая, Монголии, Японии, Казахстана, США, Таиланда, ЕЭС. Россия была представлена судьями ВАС и арбитражных судов Дальнего Востока, Сибири, СКФО, преподавателями юридических вузов России.

- Темой многих международных экономических форумов является борьба с уклонением от уплаты налогов через различные офшорные юрисдикции. Каждая страна по-своему решает эти вопросы, поэтому предлагаю взвесить разные механизмы и обсудить, какие из них приоритетны на данном этапе развития, - предложил председатель ВАС Антон Иванов.

Он отметил, что налоговые ставки в России по сравнению с рядом европейских стран довольно гуманны, но есть и дифференциация налоговых режимов. (Аналогичные механизмы есть, например, в Великобритании с ее островными юрисдикциями и в США, где особый налоговый режим действует в штате Делавэр.) Вместе с тем налоговая оптимизация должна осуществляться под контролем государства, чтобы деньги не вывозились за границу, а могли инвестироваться в развитие российской экономики.

Глава ВАС России обратил внимание на нетипичную для развитых стран специфику России: доля налогов в доходах госбюджета составляет около 50%. Большую роль в его наполнении играют неналоговые доходы, в первую очередь благодаря высоким ценам на нефть и газ, а также высоким таможенным пошлинам. Но с вступлением страны в ВТО пошлины будут постепенно снижаться, интеграционные процессы - усиливаться и доля налогов в бюджете - повышаться.

- К этой ситуации необходимо готовиться всем участникам экономических отношений, в том числе судам. В этих условиях необходимо развивать налоговое право и судебную практику, и тут важен сбалансированный подход, - сказал Антон Иванов.

Он отметил, что России необходимо реализовать комплекс мер, направленных на поощрение развития малого и среднего бизнеса (прежде всего среднего). Конкретная помощь должна заключаться в "установлении таких налоговых режимов, когда налогообложение привязывалось бы к четким и понятным показателям, прежде всего физическим объемам той или иной деятельности", чтобы снизить издержки, связанные с привлечением огромного количества бухгалтеров, занимающихся расчетом налоговой базы. Вместе с тем надо работать над повышением прозрачности крупных компаний.

Большой интерес вызвала тема медиации. Как сообщила судья Центрального налогового суда Таиланда Чирачави Интачан, в ее стране эта процедура используется в налоговом суде с 2002 года. Медиаторов назначает суд. В прошлом году 20 из 34 рассматриваемых с их участием дел были успешно разрешены. В России же этот механизм используется только при рассмотрении гражданских дел. ВАС внес в Госдуму законопроект, направленный на совершенствование примирительных процедур. В нем сформулированы общие положения, обозначены принципы их проведения и основные разновидности - переговоры, посредничество, медиация, судебное примирение. Особое внимание уделено пределам участия суда и формам, в которых он может содействовать урегулированию конфликта.

- Мы считаем, это позволит нам активизировать использование примирительных процедур и сделать их максимально эффективными. Что касается использования медиации в налоговых спорах, учитывая специфику этих дел, я бы предложил допустить в рамках примирительных процедур возможность договоренностей по фактическим обстоятельствам спора, но не по юридическим последствиям нарушений, - сказал Антон Иванов.

О перспективах совершенствования налогового законодательства рассказал начальник Правового управления ФНС России Олег Овчар. Он отметил, что с введением в 2009 году системы обязательного досудебного урегулирования налоговых споров количество судебных дел сократилось наполовину, на треть уменьшилось число жалоб в вышестоящие налоговые органы. В 2012 году ФНС России выступила с инициативой - расширить сферу применения таких процедур на все споры, а не только на решения по результатам налоговых проверок. Также было предложено сократить до 15 дней срок рассмотрения споров по действию и бездействию должностных лиц налоговых органов (это самый короткий срок по сравнению с иностранным законодательством).

Представитель ФНС заверил, что налоговики заинтересованы в выстраивании системы контроля добросовестных налогоплательщиков на принципах открытости и доверия, используя в этой сфере успешный опыт зарубежных коллег. Так, сейчас в пяти крупных компаниях реализуется пилотный проект - горизонтальный мониторинг. Это добровольное раскрытие перед налоговым органом информации, предварительное согласование правил налогообложения сложных сделок, снижение бремени последующего налогового контроля. Итоги эксперимента будут подведены в 2014 году, и Овчар предложил обсудить их с юридическим сообществом и бизнесом, чтобы затем внедрять эту практику в регионах.

- Наш форум дает судьям и практикующим юристам России и стран АТР возможность изучить и обсудить новации в правовых и экономических системах стран региона. А вопросы налогообложения в равной степени актуальны для всех. Мы находимся на разных стадиях понимания: где-то уже сложилась обширная практика и больше проблем тонких, технических, а где-то она в начале становления, когда должны быть решены основные, принципиальные вопросы. Но тут как раз важна и значима сама дискуссия, - сказал председатель ВАС, подводя итоги форума. - Если говорить о России, практика рассмотрения налоговых споров показывает, что последние 10 лет суды занимают более активную позицию. Через толкование норм законодательства это позволяет развивать и формировать новую судебную практику. И за последние пять-шесть лет сделано многое для гармонизации налоговой практики, характер взаимоотношений государства и налогоплательщика становится более благожелательным. Эту тенденцию нужно развивать.