Законопроект внесен сегодня правительством в Госдуму. Он предусматривает установление размера законной неустойки за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате электрической энергии (услуг по передаче электрической энергии). Это должно стать стимулом для потребителей и покупателей электрической энергии за нее платить не позднее десятого числа каждого месяца. Пока многие покупатели предпочитают несвоевременно исполнять свои обязательства, то есть фактически кредитоваться за счет гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и сетевых организаций, говорится в пояснительной записке к проекту.
Размер законной неустойки для обычных пользователей предлагается в размере 1/170 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки платежа (17,7 процента). Он приближен к средней ставке краткосрочных кредитов для потребителей. Анализ кредитных предложений по Москве и Московской области свидетельствует, что ставки краткосрочных кредитов (1-3 месяца) без обеспечения варьируются для граждан в диапазоне от 14 процентов до 32 процентов, для юридических лиц - от 12,5 процентов до 28 процентов.
По договорам, заключенным на оптовом рынке электроэнергии и мощности в настоящее время действует неустойка за просрочку платежей в размере 2/225 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый банковский день просрочки платежа (что в пересчете на год составляет около 1/165 за каждый день просрочки или 18,1 процентов). То есть сами гарантирующие поставщики оплачивают на оптовом рынке неустойку в размере 18,1 процентов годовых.
Также предложены аналогичные изменения в Жилищный кодекс, повышающие законную неустойку за неуплату предоставленных коммунальных услуг.
Законопроектом предлагается уточнение действующих норм, направленных на внедрение системы гарантий оплаты потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к негативным экономическим, экологическим, социальным последствиям "неотключаемые потребители". Предполагается необходимость формирования адресного списка таких потребителей органами исполнительной власти субъектов, которые будут выступать поручителями и гарантами этих потребителей по оплате энергетических ресурсов.
Для того, чтобы рассчитать нагрузку на сеть и последить число конечных потребителей предлагается разрешать подключать новых субабонентов только при условии обеспечения абонентом технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления собственных энергопринимающих устройств и присоединяемых устройств. Эта мера также поможет вводить ограничения в отношении должников, а не всех, кто подключен к линии.