07.10.2013 17:24
    Поделиться

    Мединский предложил СТД назвать критерии получения звания народного артиста

    Заседание секретариата Союза театральных деятелей состоялась с участием Владимира Мединского. Председатель СТД Александр Калягин подчеркнул, что министр культуры впервые присутствует на заседании секретариата.

    Эта встреча совпала с обсуждением вопроса в Госдуме о пересмотре трудовых соглашений в творческой сфере, о проекте закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений". Безусловно, этот вопрос был первым среди затронутых в обсуждении.

    На брифинге, последовавшем по окончании заседания, Владимир Мединский подчеркнул, что конкурс раз в пять лет вводится только для той группы творческих работников, которые до сих пор находились на бессрочных контрактах. "Это справедливо, в том числе для более нравственной атмосферы в самих театрах", - считает министр. Это автоматически не означает прекращения контрактов в связи с возраcтом. Напротив, Мединский считает, что  о таких актерах как Владимир Зельдин может мечтать любой худрук.

    Речь шла о социальных гарантиях для актеров. Секретарь СТД Евгений Стеблов подчеркнул необходимость особого рода "парашюта", то есть полугодовой материальной компенсации для творческих сотрудников театра, с которыми не продлили контракты. То, что в таком положении может оказаться актер на пороге пенсии, требует от государства дополнительных социальных гарантий.

    Среди вопросов, заданных министру культуры, активно прозвучала мысль Алексея Бородина, возглавляющего Российский молодежный театр: "Необходимо, думая о смене, вернуть систему стажировок у ведущих худруков и директоров российских театров. Раньше именно через такое "повышение квалификации" молодые и талантливые приходили к руководству театрами. Министр отреагировал деловито: "Внесите продуманное предложение, и мы его рассмотрим". Острое обсуждение вызвал вопрос о званиях заслуженного и народного артиста. Сегодня эти звания скорее даются "за выслугу лет". И тут Мединский отреагировал конкретно: "Предложите критерии оценки, мы их с удовольствием рассмотрим".

    Постоянно возвращаясь к введению срочного контракта для бывших "бессрочников" участники заседания вносили коррективы в ошибки и штампы в общественном сознании. Худрук Малого театра Юрий Соломин подчеркнул, что контрактная система никак не связана с принципами репертуарного театра.

    Речь так же шла о необходимости социального жилья для работников театров. Руководитель оперного театра "Геликон" Дмитрий Бертман считает, что возможность предоставить исполнителям социальное жилье многих "звезд" удержала бы в стране. Министр отметил, что контракт и здесь поможет руководителям удержать работника на определенный срок, и даже без жилья. Тем не менее, он предложил подготовить по этому вопросу письмо президенту. Кстати, Бертман коснулся вопроса о переходе к четырехгодичному образованию вокалистов, чреватое катастрофой - ведь голос не может сформироваться за такой короткий срок. Сегодня, когда опера переживает расцвет, все поняли, что это "честное искусство, которому долго учатся".

    Валерий Фокин в письменном виде тоже представил несколько своих опасений. Одно из них связано с "унификацией экономических показателей  в художественной сфере". Ведь невозможно оценивать эксперимент по законам "большого спектакля". Нельзя, - полагает он, - объемом зрителя мерять качество спектакля.

    Мединский напомнил, что в стране 600 театров разного уровня. Сейчас не 90-е, люди хотят ходить в театр и это не просто досуг, это настоящая духовная потребность. Мединский подчеркнул, что СТД - это самый мощный творческий союз. В отношении закона, он обратил внимание на то, какую сильную эмоциональную реакцию он вызвал среди профессионалов. "Его уже 20 лет ждет российский театр, и, честно говоря, я не могу понять, почему его не могли принять. То, как его некомпетентно препарирует СМИ, меня тоже удивляет. Закон мягкий, он соблюдает баланс всех сторон - и актеров, и режиссеров, и руководящих работников". Калягин подчеркнул, что в его театре все с самого начала находились на срочных контрактах.

    На брифинге после заседания был задан уже традиционный вопрос о работе Николая Цискаридзе в Большом театре. "Мы вместе с Владимиром Уриным предложили ему провести на сцене Большого ряд бенефисов, в том числе - "Щелкунчик" 31 декабря. Это и будет его прощание со сценой Большого театра".

    Был задан и вопрос о слиянии Мариинского театра с Академией русского балета им. Вагановой и консерваторией. "Речь не идет о фактическом слиянии - это некорректная постановка вопроса, - подчеркнут министр. - Речь идет о создании управляющей компании, которая будет координировать организационные и финансовые вопросы". Задача Минкульта была в том, чтобы обсудить это с профессиональным сообществом. Его обобщенное мнение было передано в администрацию президента. Там и будет принято окончательное решение.

    Поделиться