14.10.2013 23:09
    Поделиться

    В венском музее показывают "Мечтающую Россию"

    В Альбертине показывают "Мечтающую Россию"
    Венская "Альбертина", один из крупнейших европейских музеев, привезла в столицу Австрии избранное из корпоративной коллекции "Газпромбанка" - выставку Dreaming Russia. Выставка, в которую вошли работы художников разных поколений (от Никиты Алексеева,  Юрия Альберта, Вадима Захарова до Ирины Кориной, Александры Паперно и Арсения Жиляева), получилась эффектной и громкой.

    Громкой, потому что волею случая оказалась рифмой к событиям в Арктике. Так что первыми журналистов у входа в музейные залы встречали активисты Greenpeace, раздававшие листовки. Да и на пресс-конференции директора "Альбертины" д-ра Клауса Альбрехта Шрёдера спрашивали о его отношении к просьбе художника Леонида Тишкова снять свою работу с выставки.

    Эффектной, потому что название выставки - мерцающее, колеблющееся между двумя значениями - мечты и сна, прожекта и сновидения, отсылает одновременно к двум образам России - мечтающей об утопиях ХХ века и спящей, погруженной в дремоту.

    К первой, помнящей об аскетизме и напряжении авангарда, нацеленном на переустройство жизни по лекалам искусства, отчасти отсылают работы Арсения Жиляева и Александры Паперно. Но это память опосредованная, отраженная в белизне планов отдельных квартир хрущевок, где чуть ли не впервые обычный советский человек получил отдельное жилье. На полотне Александры Паперно этот план крохотной квартирки проступает из белого полотна картины как несбыточная мечта о светлом будущем для всех. Это мечта о лучшем, справедливом мире к середине века тесно сплелась с давней мечтой человека о космосе. В работе Александра Джикии "Портрет Гагарина" (2011) соединились в одно целое нарисованный портрет первого космонавта, коллективная фотография с ним, сделанная в далеких 1960-х, и огромный красный карандаш (точь-в-точь такой же, какой держит Гагарин), подаренный ребенку, будущему художнику. Мечта о космосе и воспоминания о детстве соединены прочно - благодаря карандашу и … рисунку.

    В 1990-е мечта о космосе сменилась более скромными надеждами на комфорт, такой, как "у них", "в Европах". Ирина Корина в "Качалке" из серии ":)" демонстрирует простодушную домовитость и почти наивную амбициозность этой мечты. Созданный ею странный объект хочет быть всем разом - качалкой, вешалкой, кондиционером … Словом, сбывшейся мечтой о новой правильно организованной жизни. Не вещь - мечта, не функция - портрет персонажа, не отдельный объект, а почти мизансцена. Комическая и гротескная одновременно.

    Ко второй, "грезящей" и "спящей" России отсылает нижний этаж экспозиции, где в тесном соседстве оказались работа Вадима Захарова - альбом "найденных на Глеуер Штрассе, 22" иллюстраций ко второму тому "Мертвых душ", инсталляция Сергея Огурцова и "Полная луна" Сергея Браткова. Иллюстрации ко второму тому "Мертвых душ" - это фрагменты фотографий плитки пола на кухне. Увеличение позволяет увидеть, "дорисовать" образы до боли знакомые - лихого Ноздрева и вечного Плюшкина, дубинноголовой Коробочки и прекраснодушного Манилова… А в глубине над ними светит на экране сквозь ветви дерева "Полная Луна", и вкрадчивый голос сказочника обещает вечное блаженство, пение птиц и даже бессмертие. За деньги, разумеется. Эта ода, песнь, гимн деньгам пародирует романтические надежды и мечты, которыми грезят спящие простаки. И в сущности, очень логично, что эта "Полная Луна" пришла на смену "Частной луне" Тишкова, где романтический месяц был спутником мечтателя и поэта.

    Прямая речь

    Д-р Клаус Альбрехт Шредер, директор "Альбертины":

    Только что в Эрмитаже открылась выставка "Шедевры экспрессионизма из собрания Батлинера в Альбертине". Таким образом, "Альбертина" сотрудничает с известнейшим государственным музеем России.  И почти одновременно в Вене вы показываете частную коллекцию "Газпромбанка". С чем был связан ваш выбор партнера?

    Клаус Альбрехт Шредер: Мы не первый раз показываем современное российское искусство. Впервые мы выставляли его еще в 1980-х годах. В 2000-м году у нас была крупная (почти 200 работ) выставка российских художников из частных австрийских собраний. В том числе были показаны произведения Ильи Кабакова, Эрика Булатова…  Сейчас мы в принципе хотели бы больше внимания уделять восточноевропейскому и российскому искусству. Мы как раз обдумывали новый проект, когда нам предложили показать работы из коллекции "Газпромбанка".

    Давно это было?

    Клаус Альбрехт Шредер: Несколько месяцев назад. Наши кураторы отобрали 13 работ для выставки Dreaming Russia. В следующий раз будут работы из государственных музеев. Нам прежде всего интересны хорошие работы. Принцип очень простой.

    Выставка, которая могла бы остаться вполне камерным событием, неожиданно оказалась в центре общественного внимания из-за событий в Арктике. Художник Леонид Тишков потребовал, чтобы его работа "Частная луна" была снята с выставки из коллекции "Газпромбанка". Какова Ваша позиция?

    Клаус Альбрехт Шредер: Мне очень нравятся работы Леонида Тишкова. И поскольку он обратился ко мне лично, то, конечно, мы убрали его произведение "Частная луна" из экспозиции. Но каталог уже был в печати, и там его работа воспроизводится. С точки зрения юридической, музей имел право выставить работу. Но в данном случае для меня была важна моральная сторона отношений музея с художником. Что касается отношения к конфликту в Арктике, то я не могу считать представителей "Greenpeace" разбойниками, пытавшимися захватить судно.

    Вы упомянули, что "Альбертина" хотела бы сфокусировать внимание на искусстве Восточной Европы и России. Почему?

    Клаус Альбрехт Шредер: До начала 1990-х, в Европе, разделенной железным занавесом,  Вена была своего рода восточной границей западного мира. И поэтому, естественно, внимание было сконцентрировано на искусстве Западной Европы. Но сегодня она уже в середине объединенной Европы. И теперь вполне естественно обратить взгляд на то искусство Восточной Европы и России, которое было раньше за железным занавесом. Можно вспомнить также, что основатель нашей музейной коллекции герцог Альберт Саксонский-Тешенский и его наследники имели замки в Словакии, Словении… Так что интерес к искусству наших соседей органичен и имеет давнюю традицию, которую мы охотно поддерживаем.

    Поделиться