Неладное в интернате началось еще в конце августа, когда вернувшиеся из отпуска учителя вдруг узнали о грядущих переменах. "Когда в июле мы уходили в отпуск, нам ни слова не сказали о том, что в школе поменяется учредитель", - утверждает педагог Леонид Маркович. Смена учредителя автоматически ведет к пересмотру устава. И вот тут педколлектив получил еще один неприятный сюрприз: в новом уставе часть образовательных услуг заменили на реабилитационные, а сам устав оказался принят "под одеялом", без проведения обязательной в таких случаях общешкольной конференции.
Родители тоже обеспокоились качеством образования, которое останется в школе после всех перемен. Кто будет учить их особых детей, если опытный педколлектив разбежится? Что получат ребята после окончания интерната - диплом с печатью департамента соцзащиты, на который потом с пренебрежением будут смотреть в вузах? И главное: что намерена делать соцзащита с иногородними учениками? Школа-интернат N 1 считается одной из лучших по работе с незрячими детьми, попасть сюда стремятся многие. Образовательное учреждение при наличии мест отказать в обучении приезжим не имеет права, а вот соцзащита работает только с местными жителями. "А у нас почти на 300 учеников 61 ребенок из Подмосковья и других городов, их куда теперь - за ворота?!", - переживает социальный педагог Наталья Алимжанова.
"Мы из департамента образования под свое крыло приняли уже более 50 учреждений, в частности, школы-интернаты N 44 для детей с ДЦП и N 39, где учатся глухие и слабослышащие дети, - рассказал "РГ" руководитель столичного департамента соцзащиты населения Владимир Петросян. - Нигде проблем не было и нет, все работают - с теми же зарплатами, педагогами и учениками". А передают коррекционные учреждения в соцзащиту потому, что новый закон об образовании изменил финансирование школ, оставив за ними только образовательные услуги. Кружков и секций при этом школа у себя может организовывать сколько угодно, но только содержать их должна сама. Не получается содержать - никто не неволит, отказывайтесь от кружковой и спортивной работы...
Обычные учебные заведения отсутствие этой работы переживут. В Москве и без школьных кружков достаточно детских досуговых центров на любой вкус и кошелек. И в конце концов будет ли здоровый ребенок посещать бассейн с музыкальной школой или останется коротать вторую половину дня дома у телевизора, зависит в первую очередь от желания родителей. Но детям с ограниченными возможностями бассейн с музыкалкой нужны обязательно - это и есть та самая реабилитация, в том числе и социальная. А теперь представьте: урежут школе-интернату финансирование на кружковую работу, а спонсора или иного финансирования кружков она не найдет. Придется родителям возить ребенка на занятия куда-то еще, а это, учитывая его ограниченные возможности, чисто физически проблематично. Плюс в семьях с детьми-инвалидами, как правило, невысокий достаток. При таком раскладе ученики школ-интернатов вообще без всякой реабилитации рискуют остаться! Вот, чтобы этого не произошло, учреждение и отдают в соцзащиту, которой реабилитационное финансирование не урезают. У школы, таким образом, появляется возможность и все, что имеется, сохранить, и какие-то новые услуги из соцзащиты добавить. К примеру, при прежнем учредителе школьники на каникулы расходились по домам. Новый обязан будет обеспечивать их реабилитационными услугами и в каникулярное время. "Я лично готов возглавить попечительский совет вашей школы, - обратился к родителям и педагогам Петросян. - Давайте еще раз вместе посмотрим устав, чтобы снять все волнующие вас вопросы".
Руководитель департамента образования города Москвы Исаак Калина категорически заявляет: никаких изменений в работе и оплате труда педагогов в связи с переводом из одного ведомства в другое не будет. Основную образовательную функцию с интерната никто не снимает, контроль за ней остается у профильного департамента. А тот же закон об образовании гарантирует учителям зарплату не ниже средней в экономике региона. На качестве учебного процесса переход тоже не отразится. "В Москве есть школы, учредителями которых являются минобороны, МИД, Федеральная служба исполнения наказаний, - говорит Калина. - Да что далеко ходить, напротив школы-интерната N 1 располагается гимназия, принадлежащая РЖД. Желающие в ней учиться в очереди стоят!" Потом они поступают в обычные вузы, и никто их печатями в аттестатах не пренебрегает.
Что же касается иногородних учеников, то тут доля правды, как оказалось, в сомнениях педагогов есть. Школа-интернат больше не будет, как раньше, принимать жителей других регионов. В Москве проживают порядка 6 тысяч своих детей - инвалидов по зрению, их бы всех коррекционными школами обеспечить. Но это не значит, что незрячим детям из других регионов дорога именно в это учебное учреждение отныне заказана, тем более что у столичных властей в ближайшей перспективе есть планы по его расширению. Как теперь будут строиться отношения с другими регионами, Калина рассказал на примере другой московской школы: "У нас в Молжаниново в этом году школа закрылась из-за аварийного здания. Хотели перевести учеников в Зеленоград, но родителям показались удобнее Химки. Мы заключили с Химками договор, оплачиваем аренду, ребята спокойно учатся. И у меня никаких обид по этому поводу нет, потому что бюджет Химок не может тратиться на московских детей. Ровно такие же отношения возможны и здесь".
Но те иногородние дети, которые уже учатся в школе-интернате N 1, закончат ее без всяких финансовых компенсаций, хором заверили и Калина, и Петросян.
В общем, подытожили оба чиновника, кардинальные перемены в ближайшее время ожидают разве что директора интерната Константина Кравцова. Он так и не смог внятно объяснить, кем и каким образом был принят устав, так взбудораживший педагогическую и родительскую общественность. "Мне кажется, вы устали на этой должности, - заявил Кравцову руководитель департамента образования. - Может, вам пора подыскать другую работу?".