24.10.2013 03:20
    Поделиться

    Эксперты: Программы развития ДФО не работают в полной мере

    Новая стратегия развития необходима Дальнему Востоку. Это заявление зампреда правительства РФ - полпреда президента страны в ДФО Юрия Трутнева стало поводом для дискуссии участников Экспертного совета при Законодательном собрании Приморского края. Специалисты обсудили, нужны ли вообще территориям стратегии развития и о чем говорит опыт их реализации в Приморье и во всем округе.

    - За последние 15 лет приняли множество программ. У них разные судьбы, разная эффективность. Почему стратегии не работают в полной мере? Возникает вопрос: либо мы занимаемся ненужным делом, либо занимаемся им непрофессионально, - задал тон разговору председатель Законодательного собрания Приморского края Виктор Горчаков.

    Мнения экспертов разошлись.

    - Эффективность любой стратегии снижается, если заказчик дистанцируется от разработчика, отсутствует преемственность, слабо контролируются механизмы управления процессами их реализации, - заявил директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов Юрий Авдеев.

    В качестве примеров он привел проекты "Большой Владивосток", "Тихоокеанская Россия", стратегии развития Приморского края до 2025 года и Владивостока до 2020 года. Один из немногих удачных результатов, по его мнению, - подготовка к саммиту АТЭС.

    - Зачастую смешивают понятия стратегий, планов, программ, а это разные вещи. Горькая истина состоит в том, что стратегии у нас пишутся не для исполнения, а чтобы отчитаться или получить за них деньги. Их эффективность близка к нулю, тем более когда пишут "под царя". Стратегия - не то, что мы хотим сделать, а то, что можем в имеющихся условиях, - поддержал коллегу директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Виктор Ларин. - Она нужна, прежде всего, власти. Звучат такие лозунги: создадим экономику и привезем людей. А сколько их нужно и какова цена, кто-нибудь посчитал?

    Ни одна из предыдущих стратегий и программ развития Дальнего Востока не была профинансирована больше чем на восемь процентов

    С тем, что различного рода программы существуют сами по себе, а жизнь развивается независимо от них, согласны многие эксперты.

    - На мой взгляд, необходимо дать власти представление, чего хочет общественность. Когда перед Россией стояла цель создать форпост на Тихом океане, она ее достигла. А в рамках какой стратегии мы существуем сейчас? Стратегическая цель государства - не потерять Дальний Восток. А у населения округа - жить не хуже, чем на западе страны. Кто-нибудь подсчитывал, какой ВРП нам нужно вырабатывать на человека, чтобы прилично жить? Сколько и откуда взять дополнительную рабсилу, и какой национальности? Для постоянного проживания или для исполнения необходимой работы? Какое должно быть законодательство для защиты российских интересов? - включился в обсуждение генеральный директор Дальневосточного научно-исследовательского института морского флота Ярослав Семенихин.

    Главная проблема территории сегодня - сокращение местного населения, говорят ученые. Причем уезжают молодые люди, с высоким интеллектуальным потенциалом. Они не видят на Дальнем Востоке перспектив для своей реализации и комфортной жизни. Поэтому стратегия выхода из сложившейся ситуации нужна как государству, так и обществу.

    - Но как можно оценивать качество предыдущих программ развития Дальнего Востока, если ни одна (исключая те, что касались АТЭС) не была профинансирована больше чем на восемь процентов? - заметил председатель ДВО РАН академик Валентин Сергиенко.

    Кстати

    Счетная палата РФ усомнилась в реалистичности исполнения как указов президента, так и федерального бюджета в 2014-2016 годах. С 2014 года бюджет переходит на программное финансирование: по 39 госпрограммам запланировано потратить 8,2 триллиона рублей, но программы не готовы.

    Как заявила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, ни одна госпрограмма, с точки зрения ее отражения в бюджете, не соответствует тому, что в ней написано. Так, программа повышения конкурентоспособности промышленности предполагает рост производительности труда к 2018 году в 1,36 раза (в сравнении с 2011 годом), а указ президента - в 1,5 раза. Из 360 целевых индикаторов госпрограмм в бюджете отражены 222. Они сильно варьируются по срокам, в большинстве нет информации о связи с другими программами, целевые показатели не отражают собственно целей, а количественные - обоснованности их достижения, говорится в заключении Счетной палаты.

    Поделиться