Известный немецкий политолог, советник президента Российско-германской торговой палаты Александр Рар тем не менее весьма критично отозвался о программе восточного партнерства и предложил европейцам скорректировать "перекосы" в отношении России.
По его мнению, зона свободной торговли ЕС с Украиной и США меняет повестку отношений ЕС с Россией. Во избежание "холодного мира" Брюсселю гораздо полезнее было бы думать об объединении с Евразийским союзом, и тогда "вопрос" Украины, восточного партнерства отпал бы сам собой. При этом Рар напомнил о как минимум трех инициативах Москвы последнего десятилетия, направленных на конструктивные соглашения с ЕС. Одна из них - образование общеевропейского пространства свободной торговли "от Лиссабона до Владивостока" и общего пространства безопасности "от Ванкувера до Владивостока". Рар кроме того считает, что в случае "конфронтации" с Евразийским союзом, страны ЕС, создавая свободную торговую зону с США, явно проиграют заокеанским торговым партнерам. Германия, например, увеличит свой торговый оборот всего на 6 процентов, тогда как США на 12 процентов, привел цифры Рар.
"Если же создадим зону свободной торговли с Евразийским союзом, где наша продукция пользуется большим успехом, то выиграем", - подчеркнул эксперт, добавив, что без "привязки" России к ЕС европейский континент будет оставаться нестабильным. Он, кстати, сослался на Польшу, которая сегодня активно и по всем "фронтам" развивает сотрудничество с Россией, понимая, что геополитическое противостояние с РФ может привести к новому " железному занавесу" по восточным границам. Некоторые докладчики на форуме, кстати, обращали внимание на российско-финские и российско-польские отношения, как пример победы здравого смысла над политическими амбициями.
Что касается экономических отношений России и государств Прибалтики, то они отличаются предельной политизированностью, напомнил на форуме профессор кафедры европейских исследований Санкт- Петербургского университета Николай Межевич. При этом, по его словам, негативный экономический эффект для России в силу ее масштаба не является драматическим. А для экономики стран Прибалтики ежегодные потери оцениваются в 9-10 процентов ВВП. За последние четыре года для Эстонии и Латвии в денежном выражении это примерно 10,1 миллиарда долларов. Для Литвы - почти 15 миллиардов долларов. Речь идет об упущенных доходах от российского транзита, неполученных инвестициях, непроданной сельскохозяйственной и промышленной продукции, недополученных налогов, отсутствии льготных режимов приграничной торговли. Впрочем, если дело экономистов назвать упущенные выгоды и грядущие риски, то дело власти и бизнеса прислушаться к политологам и теоретикам.
Между тем, идея о том, что Балтия становится стыковочным сервисным транспортным (и не исключено, в перспективе промышленным) узлом с товарными потоками на всем евразийском пространстве - от Китая до Лиссабона, все больше доминирует в Латвии. А жители и власти республики как раз все чаще возвращаются к вопросу об упущенных возможностях и дивидендах от сотрудничества с Россией. Например, действующий министр транспорта Латвии Анрийс Матисс на этот раз проявил живой интерес не только к работе форума, но и общению с российскими журналистами. Он подробно рассказал о преимуществах латвийских железных дорог, Рижского морского свободного порта с налоговыми льготами для инвесторов, авиаузла Риги с ежегодным пассажирским потоком в 5 миллионов человек. Причем, до этого представители этих крупнейших транспортных структур воочию продемонстрировали экономические выгоды для российского бизнеса. Ведь одной из основных тем форума стало обсуждение вопросов транзита и логистики, создания новейших транспортных коридоров не только на евразийском континенте, но и через Атлантику. И страны Балтии здесь могут играть ключевую роль. Как заметила советник по вопросам транспортной политики Постоянного представительства России при ЕС Юлия Зворыкина, сфера транспорта сегодня является одной из наименее политизированных в сотрудничестве ЕС и России. "В отличие от энергетики, где интересы и вектора многочисленных игроков крайне разнятся, (а тема энергетики с ее вечным "слишком много или мало российского газа для Европы - также главенствовала во всех дискуссиях. Прим. Авт) здесь всегда найдется пассажир, которому нужно переместиться из одной географической точки в другую дешевле, быстрее и с комфортом. То же относится и к грузам",- сказала Зворыкина. И тем не менее предупредила, что из 9 транспортных коридоров ( Восток-Запад, Север- Юг), в развитие которых до 2020 года ЕС вложит 32 миллиарда евро, стыковок с российской транспортной системой минимум (только на Брест).
Показательным стало общение российских журналистов и с властями самоуправления из приграничного с Россией латвийского городка Резекне, второго по величине промышленного центра Латвии. Приоритет города - свободная экономическая зона, которой здесь гордятся. Муниципальные власти издали обширный путеводитель - карту на трех языках- латышском, русском и английском. Подумывают и о китайском переводе. Вездесущие китайцы проявляют активный интерес к региону. В путеводителе обозначены все земельные участки доступные для инвесторов, перечислены конкурентные преимущества для каждой из развитых здесь отраслей - металлообработки и машиностроения, транспорта и логистики, информационных технологий. Особенно волнуется депутат, он же председатель местной Думы, о заброшенном с советских времен заводе электромеханических инструментов. Производство электропил и электрорубанков давно вынесено в Китай, продукция с успехом продается в страны СНГ, Россию, но квадратные километры заводских площадей, готовая инфраструктура, простаивают и разрушаются. Город мечтает передать завод в руки новых хозяев. Зовут в инвесторы и россиян. Почему бы и нет? Последний пример - в начале июня министр промышленности РФ Денис Мантуров прибыл на церемонию закладки в латвийской Елгаве фундамента "Уралвагонзавода", который будет выпускать на этой территории товарные и специальные вагоны. Строительство обойдется в 20 миллионов евро (всего инвестиций на 40 миллионов евро) и завершится через полтора года. "Отсюда мы получаем прямой доступ на европейский рынок, поскольку продукция будет иметь европейский сертификат подтверждения",- пояснил тогда "латвийский интерес" российский министр.
"Латвия для России это ворота в Европу", - подтвердил во время форума и помощник президента РФ Игорь Левитин. По его словам, устойчивое развитие евразийских связей на континенте приобретает все большую роль, и Россия будет поддерживать конкурентные географические и инфраструктурные преимущества Латвии.
По мнению Левитина, эта успешно развивающаяся страна по праву претендует на роль крупного транспортно-логистического хаба между Востоком и Западом.
"Близость к российской границе в итоге позволит задействовать все наши преимущества ", - уверяет председатель резекненской городской Думы. После того, как с 1 июля 2010 года в Латвии произошли изменения в законодательстве, касающемся предоставления вида на жительство в ЕС иностранцам, многие русские бизнесмены активизировались, желая получить вид на жительство в Латвии, а значит, и во всем Европейском Союзе. Интерес к латвийской европрописке сегодня стали проявлять жители других стран СНГ - Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. Вот и в Резекне делают на это ставку.
Помимо того, что в городе живет более половины русских, одно из конкурентных преимуществ - наличие здесь квалифицированных специалистов. В городе строится новый инженерный корпус Высшей школы.
Налоговые скидки на покупку недвижимости, земли тоже предлагаются в качестве бонусов. Депутат рассказывает, что самые значительные инвестиции (14 миллионов лат) пришли сюда из Швейцарии. Но не делает секрета из того, что швейцарские капиталы принадлежат русским. Еще одна важная деталь - внимание местных властей к комплексной застройке. Депутат не без гордости демонстрируют шикарный современный выставочно-концертный зал, которому позавидовал бы любой столичный московский театр с именем, показывает дворец детского творчества, в котором обучают детей национальным ремеслам. Хотят в Резекне строить и комфортабельную гостиницу. Все - для того, чтобы территория привлекала предпринимателей и инвесторов, а те создавали рабочие места.
Проблема массового оттока молодежи из Латвии, как впрочем, из других стран Балтии, в Европу- Англию, Ирландию - "за высокооплаичваемой работой" набирает обороты и уже угрожает демографической катастрофой.
Как сказал позже в разговоре с журналистами организатор и президент Балтийского форума Янис Урбанович, отношения у Латвии с Россией всегда были и будут лучше, чем прибалтийских стран-соседей, хотя бы потому, что в Латвии по сравнению с ними живет гораздо больше русских и это "идеальное место для спокойного и зажиточного счастья". "Если, конечно, перестать "лаяться" внутри", - добавил он о внутриполитической партийной борьбе. А говоря о будущей тематике 16-го "Балтийского форума" не исключил, что она может быть посвящена миграционным процессам в контексте глобальной безопасности.