Валерий Тодоровский: Хабенского не нужно было уговаривать сняться в "Географе..."

7 ноября в прокат вышел фильм Александра Велединского, снятый по книге Алексея Иванова "Географ глобус пропил". Наконец-то эту картину - победителя кинофестиваля "Кинотавра-2013" и многих других киносмотров - сможет посмотреть широкая аудитория. "Географ..." вполне мог бы получить престижный титул "фильм года". И дело не только в количестве призов и зрительских симпатий, но и в том, что кино очень отличается от всего, что нам приходится видеть в последнее время.

Зрители фильма изначально поделены на две категории: те, кто смотрит картину "с чистого листа", и те, кто читал прозу Алексея Иванова и имеют возможность сравнить. Среди вторых уже есть и поклонники фильма и ревниво сверяющие кино с текстом. Спорят и о герое Константина Хабенского - биологе Викторе Служкине, ставшем учителем географии. Сходятся лишь в одном - мало кто ожидал от Хабенского, который в последнее время снялся в большом количестве фильмов коммерческих, такой серьезной роли в кино совсем другого плана. При том, что когда-то у него такие работы были - фильм "Частная собственность", например. Но как справился Хабенский, которому слегка за 40, с ролью учителя, которому слегка за 20? Понравился ли фильм самому Алексею Иванову? Обозреватель "РГ" задала несколько вопросов продюсеру картины Валерию Тодоровскому и другим авторам.

Почему так получилось, что вы "Географа…" сразу представили на российском фестивале? Не было ли идеи отвезти фильм в Канны или Берлин?

Валерий Тодоровский: Во-первых, "Кинотавр" не мешает тому, чтобы фильмы участвовали в других фестивалях. Что касается Канн и Берлина, то это - киносмотры, куда еще нужно попасть. У вас может быть сколько угодно идей, но туда должны позвать. Так что новые русские фильмы, которые делаются в стране, попадают на российские фестивали. Мы как раз закончили картину к "Кинотавру", поэтому премьера была там.

На "Кинотавре" режиссер "Географа…" Александр Велединский рассказывал о конфликте с продюсерами: они  предлагали вырезать две сцены, которые в итоге оставили. В прокатном варианте пойдет полная версия. Что сыграло в пользу Велединского?

Валерий Тодоровский: Я перефразирую ваш вопрос. Как видите, мы с Велединским в прекрасных отношениях. Это означает, что конфликта у нас нет. У меня было желание фильм сократить. И не на две сцены, а гораздо больше. Я считаю, что при сокращении минут на 12 фильм очень бы выиграл. Был бы "на одном дыхании", летел… Режиссер не был согласен с этим. Дальше мы договорились, что на "Кинотавре" покажем длинную версию и посмотрим, что будет.  В итоге ее хорошо приняли, дали главный приз. И все сказали, что вроде бы в таком виде фильм вполне "выстреливает". В этот момент я, как умный человек, сказал: тогда не будем его трогать.

А вас вообще как продюсера не раздражает, что российские режиссеры снимают длинное кино, что это уже тенденция?

Валерий Тодоровский: Раздражает. Я как могу, борюсь, когда у меня есть возможность на это влиять.

У "Географа" были долгие съемки с историей. Фильм снимался больше времени, чем планировали?

Валерий Тодоровский: Нет. Просто в фильме есть зима, весна и даже кусочек лета. Поэтому картину начали снимать зимой и  остановились на три месяца. Потом снова поехали  в Пермь, уже в другое время года, и снимали дальше. Но количество съемочных дней было ровно такое, какое и было запланировано. То есть фильм "долгостроем" не стал.

У многих из тех, кто читал книгу, по которой поставлен фильм, есть претензии к фильму. Вы сами как относитесь к манипуляциям с первоисточником?

Валерий Тодоровский: Я книгу прочитал  лет шесть назад. Она мне очень понравилась. Что касается людей, которые сравнивают книгу и фильм, я заранее хочу сказать - это бессмысленное занятие. Никогда за всю историю мирового кино люди, которые прочитали литературное произведение и полюбили его, не были довольны тем фильмом, который делался по его мотивам. Невозможно в точности перенести книгу на экран. Все равно что-то будет выпадать, что-то сократится, что-то изменится, не говоря уже о том, что в нашем случае книга написана про 90-е годы, а мы перенесли действие в современность. Но при этом писатель Иванов остался очень доволен фильмом, потому что главное при экранизации - сохранить дух, настроение и идею. А изменения неизбежны.

Я так понимаю, идея пригласить Константина Хабенского на главную роль принадлежала Александру Велединскому?

Валерий Тодоровский: Нет. Это была наша общая идея.

Сложно ли было уговорить Хабенского - он достаточно востребованный актер?

Валерий Тодоровский: А почему мы должны были его уговаривать? Он прочел сценарий, захотел сняться - увидел, что там есть хорошая роль. Когда предлагаешь артисту хорошую роль в хорошем сценарии у хорошего режиссера, его очень легко заполучить. Проблема Хабенского не в занятости. Проблема любого в мире артиста - что в Голливуде, что у нас - заключается в том, что хороших ролей по-настоящему мало. Если бы надо было уговаривать, то это означало бы, что Хабенскому не очень нравится, ему не очень хочется сниматься. Но в нашем случае - не та история.

"Географ…" выходит в прокат. С сопродюсерами фильма Вадимом Горяиновым и Леонидом Лебедевым у вас есть новые проекты?

Валерий Тодоровский: Я заканчиваю большой проект под названием "Иван Поддубный". Фильм про легендарного борца. Мы его делали совместно - тем же продюсерским составом. Режиссер - Глеб Орлов. Это большой полнометражный фильм. Не телевизионная работа. Также как продюсер снимаю молодежную музыкальную комедию под названием "Веселые ребята". Режиссер - дебютант, Алексей Бобров.

К легендарному советскому фильму она отношение имеет?

Валерий Тодоровский: Это вольный  римейк. Мы взяли фабулу и перенесли ее в сегодняшний день. Оставили основные сюжетные точки.

Не боитесь? Сейчас все римейки советских фильмов воспринимаются неоднозначно. Удачных практически нет.

Валерий Тодоровский: Я никогда раньше не делал римейков. А почему это плохо? Что, от того, что я сделаю римейк, фильм перестанет существовать? Что произойдет?

Посмотрите на римейки "Служебного романа", "Иронии судьбы", "Джентльменов удачи". Их приняла современная публика - у них хорошие сборы. Но, в отличие от оригиналов, это фильмы-однодневки.

Валерий Тодоровский: У меня нет задачи переплюнуть оригиналы. И давайте попробуем посмотреть на это по-другому. Когда американцы делают римейки (а американцы безостановочно делают римейки своих старых и не очень старых фильмов) - это, в их понимании, знак любви и уважения к первоисточникам. То есть, проще говоря, Григорий Александров снял такой замечательный фильм (о котором, спешу заметить, молодежь до 30 лет просто не слышала), что мы в знак уважения решили взять эту историю и заново ее снять. Не потому что мы хотим переплюнуть Александрова или заслужить всенародную любовь, а потому что хотим его "реанимировать" и вернуть в сегодняшний день. Вот и все!

Но у американцев - своя культура, а у нас - своя.

Валерий Тодоровский: Нет, у нас в этом смысле своей культуры. Потому что культура римейков у нас только возникает. У нас ее никогда не было!

Вы ее создаете, как продюсер.

Валерий Тодоровский: Я участвую в том, что мне нравится. Это объяснение в любви старому кинематографу. Дальше - может получиться, может - нет.  Но никто же старый фильм при этом не отменяет.

Можете назвать имена актеров новых "Веселых ребят" или это пока тайна?

Валерий Тодоровский: Тайна. Для начала я могу сказать, что это молодые актеры. Поэтому их имена, возможно, вам ничего не скажут. Но там нет Безрукова.

А для телевидения что-то делаете?

Валерий Тодоровский: Для телевидения я снял 12 серийный проект. Сам - как режиссер и продюсер. И этот фильм скоро выйдет на Первом канале. Называется "Оттепель".

Несколько вопросов режиссеру и исполнителю главной роли

Александр, я буквально зааплодировала, в той сцене "Географа…", когда герой катается на качелях и… улетает. Но сразу же услышала от соседа в зале: "Это же фильм Роман Балаяна "Полеты во сне и наяву".

Александр Велединский: Отвечаю моментально. Географ Виктор Служкин смотрел фильм Романа Балаяна. Он не мог его не смотреть.

А актрис на главные роли вы специально так подбирали, чтобы был похожий типаж? Жена географа - Елена Лядова, ученица, влюбленная в него же - Анфиса Черных и даже маленькая дочка - все как одна.

Александр Велединский: Вы абсолютно правы. Мужчина всегда ищет одну женщину, один типаж. И великий фильм Андрея Тарковского "Зеркало" об этом однажды уже сказал. И я такой же, и все такие же. И женщины, наверное, так же устроены - не берусь, правда, утверждать. Некое сходство должно было быть, и изначально я думал об этом. Но спасибо вам за этот вопрос.

Константин, извините за вопрос, но почему у вас роли алкоголиков получаются более органичными, чем роли героев?

Константин Хабенский: А кого из моих персонажей вы считаете героями?

Адмирал Колчак, например.

Константин Хабенский: Вам понравился фильм "Адмирал"?

Не очень.

Константин Хабенский: А вот наш фильм "Географ…" вам понравился?

Да.

Константин Хабенский: Значит, невозможно жить в России и не использовать, скажем так, допинг, который на протяжении многих веков спасал нашу страну. Видимо, убедительнее получается.

Александр Велединский: При чем тут алкоголь? Это же - божий человек...