По ее мнению, изменения в систему страхования вкладов нужно вносить после того, как будут приняты два ключевых закона - о потребительском кредитовании и о банкротстве физических лиц. К тому же, по ее словам, у Госдумы есть ряд вопросов к имеющимся предложениям по изменениям системы страхования. Одно из них - если банк устанавливает повышенные ставки по привлеченным средствам, то его обяжут платить и повышенные взносы в систему страхования. "Мы считаем, что если банк привлекает средства по более высоким ставкам, это не значит, что банк плохой, у него может быть хорошая рентабельность, надежные заемщики. Просто он не может по-другому взять средства с рынка, вы знаете, какие есть сложности с фондированием. По сути, нет межбанковского рынка, есть избыток ликвидности в одних банках и недостаток в других, но перетока ее нет. Поэтому основной источник фондирования для банков - это средства населения", - сказала Бурыкина.
Что касается закона о потребительском кредитовании, после первого чтения в него было внесено два блока поправок. В Комитете ГД по финансовому рынку считают, что он существенно преобразуется к последующим чтениям, в частности, будет определено, что такое потребительское кредитование и кто является участниками этого рынка. Комитет рекомендует отдать под надзор ЦБ в том числе и ломбарды, то есть все финансовые посредники, которые могут заниматься потребкредитованием, попадут под регулирование этого закона.
Еще один важный момент в законе - предложение ЦБ о том, как он собирается следить за превышением рыночных ставок. По словам Натальи Бурыкиной, написана "достаточно сложная поправка", предусматривающая жесткое ограничение ставки. Она убеждена, что такое регулирование ни к чему хорошему не приведет: участники финансового рынка - достаточно опытные и изобретательные люди, которые найдут способ кредитовать население через другие поднадзорные организации, минуя банковскую систему. Вместо этого Бурыкина предлагает установить некоторое ограничение, выше которого "просто нескромно работать", а ЦБ должен будет мониторить этот вопрос. Жесткое ограничение в нынешней ситуации не будет справедливым, убеждена депутат, потому что банки все разные и невозможно их сравнивать, стоимость денег для всех разная, заемщики разные. "Ограничивать стоимость потребительского кредита достаточно сложно. Какое-то ограничение в законе заложим, цифру не хочу называть, потому что она еще находится в стадии дискуссии", - сказала Бурыкина.
Об изменениях в регулировании банковского сектора рассказал и первый заместитель председателя Банка России Алексей Симановский. Он напомнил, что в этом году рынок готовится к реализации подходов Базеля III, а в следующем году они уже будут применяться. При этом регулятор не ожидает проблем ни для отдельно взятых банков, ни для системы в целом. Тем не менее новые подходы потребуют дополнений к уже существующим нормативам, в том числе достаточности капитала. Они обусловлены необходимостью внесения изменений в законодательство - пока эти дополнения даже еще не в стадии обсуждения, уточнил Симановский, но они будут вноситься, поскольку это предусмотрено Базелем III. Речь идет о так называемом "буфере консервации капитала", это некая дополнительная надбавка на капитал с целью защиты его минимальной достаточности от неблагоприятных воздействий и рисков. А также о контрциклическом буфере, который должен создаваться в ситуации нормального развития экономики и банковской сферы с тем, чтобы на время "понижательной" фазы цикла соответствующие запасы "подъедались", но не трогался бы минимальный капитал.
Также в следующем году будет завершена работа над требованием по коэффициенту краткосрочной ликвидности, этот вопрос сейчас обсуждается. С 2015 года этот норматив будет обязательным, но уже в 2014-м после завершения работы регулятора над требованием банки должны будут его рассчитывать и говорить о том, что получилось. "По нашим оценкам, не должно получаться чего-то драматического для банков, но здесь я буду более осторожен. Это действительно весьма жесткий норматив. Он предполагает определенные дополнительные усилия, в том числе со стороны, как ни парадоксально, регулятора", - рассказал Симановский. По его словам, в документе Базельского комитета есть позиция, специально предусмотренная для стран с недостатком ликвидности, к которым относится и Россия. У нас небольшой государственный долг, что хорошо, но в то же время и мало государственных ценных бумаг, что с точки зрения традиционной оценки ликвидных активов не так хорошо. Поэтому страна должна включать в расчет короткой ликвидности так называемые "контрактные линии", которые ЦБ предоставил банкам (то есть рефинансирование). По мнению Симановского, это достаточно искусственное решение, которое создаст лишние технические сложности и для регулятора, и для банков, тем не менее, оно уже принято.