Многообразие, совместное, соседское проживание разных народов - не новое явление. Оно всегда чревато взрывами, этническими конфликтами, тому немало примеров в новой и новейшей истории. Но сегодня в мире нет силы, способной отменить или даже приостановить это броуновское движение народов. Разумеется, есть механизмы защиты от иноземцев и инородцев, которые используют многие государства: разного рода квоты на натурализацию, предполагающие весьма жесткие процедуры предоставления вида на жительство и права на работу, на социальные выплаты, на предоставление гражданства, наконец. Но и они не в состоянии предотвратить потока легальных и нелегальных эмигрантов.
Есть старинное предание о том, что Папа Лев I, которого уже при жизни считали святым, вышел на встречу с Аттилой, чьи орды осадили Рим, и увещеванием своим, страстной молитвой убедил Аттилу отвести своих воинов-варваров от имперского центра мировой цивилизации. Но где Лев I и кто Аттила? Очевидно, что мы не в состоянии предотвратить этот процесс: видимо, никто не знает нужных молитвенных слов, поэтому нужно найти такое решение, которое проблему превратит в благо. Способны ли мы сделать это? Какая государственная политика для этого необходима? И возможно ли это на самом деле? Сумеет ли западное право укоротить пассионарность народов, движущихся на Запад и Север с Востока и Юга? И если не право, то, что тогда способно убедить их вписаться в социокультурный ландшафт стран, история которых связана преимущественно с христианской традицией?
История знает примеры наднациональной самоидентичности. И империи древних и новых времен, и новейшие демократические государства ставили и ставят гражданство выше этнической принадлежности. Но даже в Советском Союзе, где, казалось, торжествовал пролетарский интернационализм, а дружба народов СССР была важнейшей идеологемой, пресловутый "пятый пункт" в анкетах и указание национальности в паспортах определялись волеизъявлением народов ряда кавказских, прибалтийских и азиатских республик. При том, что для множества разноплеменных советских граждан русская культура и была искомой "землей обетованной". И все-таки "парад суверенитетов" на развалинах Советского Союза доказал, что даже сталинские репрессии против "буржуазного национализма", когда уничтожали интеллигенцию всех союзных республик в 30-е и 40-е годы, не смогли заглушить потребности в национальной самоидентификации. Этим определяется и вспышка русского фашизма, национального радикализма, который попытался и пытается до сих пор единолично присвоить себе право на русский патриотизм. Одна из фундаментальных ошибок российских демократических движений последних десятилетий в том, что они без всякого сопротивления отдали патриотическую проблематику консерваторам. Русский национализм - это ответ на трагедию советской эпохи и на ущемление прав русских за пределами России. Нельзя не понимать, что Российская Федерация, как целостное государство, не испытывала того национального подъема, как прочие бывшие союзные республики. Напротив, по сей день существует стойкое убеждение, что при распаде СССР именно Россия потеряла больше других, и в этом есть свой смысл. Да и внутри России национальный подъем ощутили все, кроме русских. Отсюда такое межнациональное напряжение, которое выражается порой в крайних, находящихся за пределами здравого смысла, формах.
Россия - многонациональная страна. И у нас нет выхода: мы должны вернуть содержательные смыслы, казалось, затертым и обессмысленным словам. Таким, как дружба народов, например. Надо учиться слышать боль другого, даже если он плохо говорит на твоем родном языке и живет иначе, чем ты. Нужна государственная программа, которая, помимо выравнивания условий экономической жизни разных регионов страны, помогала бы народам, живущим бок о бок не одно столетие, как и тем, кто приезжает в поисках работы и лучшей жизни, просто узнать о культуре и истории друг друга. Необходимы общие понятные правила, по которым на территории России должны жить все - граждане и неграждане. И лучше объяснять все это с малолетства. По-другому ничего не получится. Нельзя сводить национальную политику лишь к удовлетворению экономических интересов этносов: история доказала, что марксизм не смог справиться с решением национальных проблем.
Наверное, слово "россияне" не самое удачное для самоидентификации граждан многонациональной России, но, пока мы не найдем лучшего, им стоит пользоваться, понимая, что русский язык и русская культура - тот фундамент, на котором держится единство страны. Простых решений межнациональных проблем не предвидится.