13.11.2013 23:23
    Поделиться

    Хватит ли денег вылечить всех больных в 2014 году

    Как эффективнее тратить деньги в здравоохранении, которых всегда не хватает? Ответ на этот вопрос попытались найти участники заседания экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике. Единого ответа так и не нашли.

    То, что немалые бюджетные средства, выделяемые на здравоохранение, тратятся далеко не всегда рационально и эффективно, теперь уже повторяют на всех уровнях. Большие надежды возлагались на внедрение в отрасли медико-экономических стандартов.

    Но на их выполнение средств в большинстве регионов недостаточно даже при переходе на одноканальное финансирование через систему обязательного медстрахования (ОМС). Не помогло и введение нормативного тарифа страхования за неработающее население (прежде медпомощь пенсионерам, инвалидам, безработным нередко финансировали по остаточному признаку).

    Опасения, что ситуация в государственном здравоохранении со следующего года может стать хуже, не раз высказывали эксперты. Это связано в том числе с сокращением финансирования федеральных медицинских центров, поскольку не созданы механизмы, которые бы компенсировали его за счет их участия в системе ОМС. Как известно, в программы ОМС перейдут более 460 видов высокотехнологичной медпомощи, однако тарифы на их оплаты здесь существенно меньше, чем средства, которые за них платил федеральный бюджет. Примеры такого сокращения приводились и на заседании экспертного совета. Так, на лечение гнойного остео-миелита в федеральном центре выделялось 300 тысяч рублей, а в региональных клиниках - всего 30. Различны и региональные тарифы на обычную помощь. Так, визит к врачу в столице стоит 83 рубля, а в Омске, например, всего 41 рубль.

    Новые надежды на повышение эффективности расходуемых средств минздрав связывает с новым форматом финансирования стационарного лечения - уже не по стандартам, а по клинико-статистическим группам (КСГ). Это оплата за один законченный случай по усредненному тарифу за лечение всех подобных больных. Предполагается, что так больницы не будут заинтересованы в завышении объемов помощи, а сроки лечения сократятся. Но не получится ли, что больных, напротив, будут выписывать не долечив?

    "В законе есть один критерий - оплата медпомощи по стандарту, а понятие клинико-диагностических групп отсутствует, - пояснила директор департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на здравоохранение, образование, культуру, кинематографию и средств ФФОМС Счетной палаты Ольга Кривонос. - Права на издание такого приказа у минздрава нет. На практике мы столкнемся с тем, что ведомство выпустит методические указания, которые не являются нормативным актом". Не утверждена методика расчета стоимости медуслуг, стандартов, нет стандартов по лечению инфаркта, аппендицита, холецистита и многих других заболеваний. Цены на услуги с 2010 года не пересматривались. А бюджет на следующие годы уже сформирован".

    мнения экспертов

    Сергей Колесников, академик РАМН, профессор кафедры государственной политики факультета политологии МГУ:

    - Недофинансирование медицинской сферы сегодня составляет 40-45 процентов от общей стоимости услуг. У нас на здравоохранение тратится примерно 650 долларов на человека в год, а в Европе - от 4 до 6 тысяч евро. Они могут себе позволить немного сократить затраты. У нас же либо придется перекладывать их на население, загоняя его в платные медуслуги, либо повышать страховые платежи не менее, чем в два раза.

    Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов:

    - Дискуссия на экспертном совете еще раз показала, что опасения за судьбу финансирования здравоохранения имеют под собой почву. Разнобой в тарифах между регионами, особенно в отношении высокотехнологичной помощи, для пациентов просто опасен. Есть информация, что и стандарты сейчас пересматриваются в сторону их уменьшения.

    Поделиться