Кого сегодня мы относим к социальным предпринимателям, нужен ли для них специальный закон и как в минэкономразвития относятся к идее направить материнский капитал на открытие бизнеса, "РБГ" беседует с директором Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Натальей Ларионовой.
- Наталья Игоревна, планировалось, что осенью 2013 года будут внесены поправки в закон о малом и среднем бизнесе, в котором впервые пропишут понятие социального предпринимательства. Мы узнаем наконец, какие должны быть критерии, приоритетные направления для бюджетного финансирования и стимулов для частных пожертвований, инвестиций?
- Многие предприниматели подчеркивают, что для них важно иметь моральный стимул, чтобы они могли себя идентифицировать как социальные предприниматели. Сейчас такое определение используется в приказе минэкономразвития только для определения получателей помощи от государства в рамках федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Было выделено два определяющих момента, которые отличают этих предпринимателей от других. Во-первых, это занятость социальной категории населения, когда предприниматели берут на работу инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет, выпускников детских домов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Причем не важно, какой это вид бизнеса, социальным его делает привлечение не менее 50% сотрудников из незащищенных категорий населения.
Второй определяющий фактор - это когда сам вид деятельности, которой занимается предприниматель, носит социальный характер и, как правило, не предполагает высокую маржинальную доходность. К примеру, это детское дополнительное образование, производство протезно-ортопедических изделий, какие-то мероприятия для профилактики инвалидности или организация досуга для бабушек и дедушек. Независимо от того, какие категории людей будут этим заниматься, они решают социальные задачи, поэтому высокой доходности от такого бизнеса ждать не приходится.
Если бизнес подпадает под одну из этих категорий, предусмотрена специальная субсидия до 600 тысяч рублей.
Но, как и для любого другого бизнеса, социальным предпринимателям очень важна и консультационная поддержка, помощь в ведении бухгалтерии, в составлении маркетинговых планов, в выстраивании трудовых отношений. То есть консалтинг. Поэтому в этом году совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) запущены центры поддержки социальных инноваций. Часть из них будет размещаться в бизнес-инкубаторах и оказывать помощь в ведении дел. Ведь когда мы произносим "социальное предпринимательство", мы прежде всего говорим о бизнесе. Надо придумать устойчивую бизнес-модель, которая была бы интересна на рынке.
Что касается законодательного регулирования, то минэкономразвития предлагает ввести отдельную статью закона для социального предпринимательства. Похожая статья в законе о малом и среднем бизнесе, позволяющая регионам выстраивать свою политику и поворачивать ее в сторону ремесленничества, уже существует.
Однако профессиональное сообщество, заинтересованное в развитии социального предпринимательства, предлагает претворить в жизнь идею, связанную с принятием отдельного закона для этой категории бизнеса. Думаю, что пока о нем говорить преждевременно, потому что сам закон должен содержать четкую систему мер, действенные инструменты его реализации, которые необходимо обсудить с широким кругом федеральных органов исполнительной власти. Пока этот процесс не запущен, и, думаю, он будет непростым. Поэтому сейчас разумнее всего начать с небольших поправок в закон о малом бизнесе. Хотя бы пару лет посмотреть, как в законодательном поле приживется термин "социальное предпринимательство". И, может быть, через некоторое время перейти к отдельному закону. Так что пока мы предлагаем такой "мягкий" формат.
- Можете нарисовать портрет социального предпринимателя? Почему-то складывается такое впечатление, что в большей массе таким бизнесом сейчас активно занимаются женщины от 30 лет. Вы согласны?
- Вообще средний российский ранний предприниматель (есть такой исследовательский термин) - это, как правило, мужчина 36 лет с высшим образованием, а средний устоявшийся предприниматель - 43 года. Это результаты международного исследования, которое проводит Санкт-Петербургская высшая школа менеджмента. Полагаю, социальный бизнес представлен так же. Хотя, конечно, представительниц слабого пола может быть и больше. Но все-таки создать успешный бизнес в такой сложной сфере можно только тогда, когда у тебя за плечами есть другой опыт предпринимательства. В Англии, например, есть такая интересная тема, как менторство, которая с точки зрения развития программ малого бизнеса очень полезна. Чтобы стать официальным ментором в Англии, необходимо за плечами иметь сделку по продаже своего бизнеса не менее чем за 4 миллиона фунтов стерлингов. То есть человек может остаться в предпринимательстве, но за плечами должен быть опыт становления своего бизнеса и его продажа. Наверное, социальное предпринимательство близко к этому. Выстроить эту сложную конструкцию, сделать ее устойчивой способен только тот, кто бизнес создал и был в нем успешен. Просто так прийти из ниоткуда, не имея базовых знаний по бухгалтерии, маркетингу, кадровым вопросам, и сразу "выстрелить" в социальном предпринимательстве, гораздо сложнее.
- До сих пор обсуждается идея использовать материнский капитал на открытие собственного бизнеса. Почему минэкономразвития не поддержало эту инициативу?
- Да, мы были против. И на согласительном совещании Минэкономразвития России сохранило свою позицию. Согласитесь, материнский капитал придает стабильность семье, помогает ей решить наиболее важные задачи. К примеру, улучшить жилищные условия, оплатить образование детей. Материнский капитал - это фундамент для семейных финансово тяжелых нужд - оплаты обучения, покупки жилья, пенсионного обеспечения. Это надежно и стабильно. А открытие своего дела - это риск. Даже в Гражданском кодексе написано, что бизнес - это рисковый вид деятельности. Можно все потерять: не угадать с товаром, ценой, да мало ли что произойдет...
Лучше увеличить финансирование программы грантовой поддержки предпринимателей, больше средств выделить на обучение женщин, но делать это через программу поддержки малого и среднего бизнеса, где государство готово рисковать деньгами. С другой стороны, грантами все проблемы не решишь, поэтому программа поддержки малого бизнеса предусматривает бесплатное обучение, консультирование и дополнительные инструменты финансовой помощи. Не надо смешивать высокорисковую историю с идеей поддержания семьи, стимулирования долгосрочных семейных интересов.
- Наталья Игоревна, вы же сами говорите, что истории могут быть разные. Сегодня 100-процентную гарантию не может дать ни один банк. И, может быть, кому-то материнский капитал позволит встать на ноги, открыв собственное дело?
- Даже в вашем вопросе звучит вариативность и неуверенность. Когда речь идет о материнском капитале, то подразумевается долгосрочное семейное вложение. Бизнес к этому не имеет никакого отношения.
Надо разделить две задачи: или бизнес развивать, или семью поддерживать. И для каждой из них предусмотреть самостоятельные государственные программы и меры поддержки.
- А разве нельзя то и другое?
- Это как в стихотворении Сергея Михалкова про шапки из одной шкурки: а можно 12? Можно. Но лучше определиться с целями каждой программы и не подменять их. Тем более что государство предлагает самостоятельную программу, нацеленную именно на поддержку начинающих предпринимателей.
- Вы так уверены, что это никак не скажется на поддержке малого бизнеса?
- Никак не скажется. Наоборот, позволив делать такие вложения, несколько дезориентируем женщин. Бизнес - это решение. Оно должно быть более осознанным, нежели на уровне: а куда бы мне потратить материнский капитал? Если хочешь заниматься бизнесом, пожалуйста, воспользуйся лучше программой поддержки малого бизнеса. А деньги материнского капитала, отложенные на обучение ребенка, пусть и идут на эти цели.