Сегодня спорт высших достижений опирается на самые последние достижения науки. Но если во времена СССР у нас впервые в мире в сборных командах появились научные бригады, которые работали на высочайшем уровне и во многом обеспечивали стране первые места в общем зачете, то сейчас российская наука все ниже опускается в мировых рейтингах. Может она соперничать с той, что используется для подготовки зарубежных спорстменов?
Михаил Шестаков: Cейчас в России создана научно обоснованная система подготовки олимпийских команд, которой нет нигде в мире. Если кратко, то ее суть в следующем. На Западе ведущие университеты, научные центры выигрывают гранты на научные исследования, связанные со спортом высших достижений. Изучаются биомеханика, физиология, биохимия, аэродинамика, большие исследования ведутся в сфере создания новых материалов и т.д. Эти передаются тренерам сборных команд. Возможен и другой вариант. Тренеры могут "провести" своих учеников через самые современные лаборатории, где досконально обследуют любые их характеристики.
Но что делать с этими цифрами? Как строить на их основе тренировочный процесс? Как вывести ученика на желаемый результат через 50 или 100 дней? Это головная боль тренера. Он остается один на один с полученными от ученых данными.
У нас разработан принципиально иной подход. Ученые постоянно, фактически каждый день в контакте с тренером. Вместе с ним осмысливаются результаты тестов, характеризующие состояние спортсменов. И на этой основе строится весь тренировочный процесс.
Скажите, советский опыт подготовки спортсменов утерян, "утек" за границу вместе с уехавшими нашими тренерами?
Михаил Шестаков: Конечно, мы пользуемся. Но сейчас надо идти вперед. Ведь изменилась наука, требуются новые формы, новый симбиоз науки и спорта. Что имеется в виду? Поясню на примере двух научных лабораторий нашего Аналитического центра, которые созданы в Москве и Сочи. Там сконцентрировано самое современное в мире оборудование, нами разработаны уникальные методики его использования для подготовки сборных команд России.
Каждый аппаратный комплекс сам по себе не уникален, такие есть в ведущих западных лабораториях, но впервые они собраны вместе. Это позволяет изучать спортсмена не точечно, не разрозненно, а в комплексе, контролировать сразу все необходимые параметры, которых насчитывается несколько десятков. А главное - каждый день видеть, как они взаимодействуют друг с другом в зависимости от тренировочной нагрузки. Ведь организм спортсмена - это единый ансамбль многих "солистов", поэтому крайне важно следить одновременно за каждым. Такой постоянный мониторинг - это принципиально новый подход к подготовке спортсмена.
На основе собранных о спортсмене данных строится математическая модель его организма с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. С обсуждения с тренером такой модели, собственно, и начинается подготовка к будущим высоким результатам.
То есть модель показывает, что при таких-то данных спортсмена по биохимии, физиологии и т.д. он выдает такие-то результаты?
Михаил Шестаков: Этого мало. Модель учитывает не только информацию о нашем олимпийце, но и его основных соперниках, динамике их результатов. В чем главное ее достоинство? Она не только оценивает состояние спортсмена в данный момент, но и позволяет заглянуть в будущее. Спрогнозировать, какой должен быть набор различных параметров у именно этого человека, чтобы через столько-то дней он вышел на такие-то результаты. Более того, с помощью модели можно расписать весь путь, как к ним прийти. На этой основе строится весь тренировочный процесс подведения олимпийца к старту в Сочи. Сотрудники Аналитического центра, находясь на сборах вместе со спортсменами, ежедневно отлеживают весь комплекс параметров спортсмена, смотрят, вписывается ли он в план тренировок, отмечают отклонения, предлагают тренеру внести коррективы в процесс подготовки.
Но если наука все так расписала по дням, то зачем нужен тренер?
Михаил Шестаков: Все не так просто. Например, выводить спортсмена на оптимум формы можно разными путями. Мы не только можем показать на основе точного расчета каждый из них, но и разъясняем их риски и подводные камни. Какой из вариантов выбрать? Решение принимает только тренер. За ним всегда последнее слово. Мы можем только давать рекомендации.
Тренеры готовы воспринимать вашу науку? Ведь у них за плечами - огромный опыт подготовки чемпионов, свои секреты, свои методы, а тут вдруг появляются какие-то ребята с приборами, каждый день "мешаются" под ногами, лезут с рекомендациями. Я утрирую, но все же, как складываются отношения с наставниками?
Михаил Шестаков: Конечно, непросто. Ведь это очень авторитетные в своей области специалисты. Как и все талантливые люди, они, как правило, с непростым характером, амбициями, много иностранных тренеров с отличающимся от нас менталитетом. Но практически все понимают, что сегодня знания в спорте высших достижений стремительно меняются. Ничего подобного не было еще 10 лет назад, когда можно было побеждать и на старом багаже. Сейчас нужно постоянно быть в курсе нововведений, понимать их суть, быстро на них реагировать. Такие требования сегодня предъявляются ко всем тренерам олимпийских сборных команд.
А если тренер якобинец, если он недостаточно прислушивается к рекомендациям науки? Ведет ученика по своему плану, не реагируя на ваши рекомендация?
Михаил Шестаков: Опыт последних лет показывает, что подготовку спортсмена нельзя отдавать полностью на откуп тренера, даже если у него в прошлом были выдающиеся результаты. Что давало успех вчера, сегодня не работает. Импульсы для прорывов дают прежде всего новые технологии и методики. Поэтому тренера, который, мягко говоря, не уделяет новым научным данным должного внимания, надо корректировать. В минспорта создан Экспертный совет под руководством замминистра Юрия Дмитриевича Нагорных, где работают специалисты высшей квалификации. Дважды в год на совете заслушивают старших и главных тренеров о ходе подготовки сборных команд. Перед такими заседаниями Аналитический центр самым подробнейшим образом изучает работу тренеров за прошедший период, показанные олимпийцами результаты, разбирается, в чем причина сбоев, дает рекомендации, что и как можно исправить. На основе этой информации Экспертный совет делает выводы о том, как тренеры подводят олимпийцев к главному старту четырехлетия.
Чтобы вести такую аналитическую работу, подсказывать опытным тренерам систему тренировок, нужны специалисты действительно высочайшего класса. Кто работает в вашем центре?
Михаил Шестаков: У нас 80 человек, в том числе пять докторов наук, десяток кандидатов наук. Это очень авторитетные в научном мире специалисты в области физиологии, биомеханики, антропологии, биохимии, искусственного интеллекта и т.д.
Итак, наука ведет наших спортсменов к пьедесталу, но почему-то никак не доведет. В предолимпийский год что-то не слышно о наших особых успехах. А прошлогодний провал наших биатлонистов? Причем фиаско потерпел знаменитый тренер Вольфганг Пихлер. В причинах разобрались? Может, наука ему, наоборот, помешала?
Михаил Шестаков: Давайте расставим все точки над "i". Мы начали свою работу три года назад фактически с чистого листа на основе специально принятой минспорта Комплексной программы подготовки спортсменов к Олимпийским зимним играм в Сочи. Как я уже сказал, потребовалось в корне пересмотреть все основные подходы к взаимодействию науки и спорта. Ведь мы имеем дело с необычными людьми, они, по сути, весь сезон работают на грани возможного. Здесь предъявляются особые требования к организму, нужны особые методы работы с ним. Никто в мире не ставил комплексных экспериментов на спортсменах такого уровня. Нам приходится создавать методики вновь, с "колес".
Целый год мы собирали первичную информацию о том, что собой представляет каждый олимпиец. Изучили его, как говорится, вдоль и поперек. На этой основе были построены модели, которые затем стали основой тренировочного процесса. Но этого мало. Необходимо заинтересовать тренеров и спортсменов в совместной с нами работе. И здесь слова бессильны, нужны результаты. Когда участники сборных команд увидели, что, работая в сотрудничестве с нами, они достигли именно тех результатов, которые прогнозировали ученые, только тогда мы обрели в них сторонников. Отношение к науке резко изменилось. Самый яркий пример - лыжники-спринтеры Алексей Петухов и Никита Крюков, которых тренирует Юрий Каминский. Наверняка все любители спорта знают об их успехах в прошлом году.
Теперь о Пихлере. Наш аналитический центр внимательно изучил, как построены его тренировки биатлонисток. Мы выявили кое-какие странности, предложили меры по корректировке тренировочных планов. В текущем сезоне сформированы две команды биатлонисток, одной руководит Вольфганг Пихлер, другой - Владимир Королькевич. Я уже говорил, что к намеченному результату можно идти разными путями, что у каждого выбранного пути своя специфика и соответствующие риски. Так вот Пихлер и Королькевич используют разные методики тренировок. Мы оценили каждую и считаем, что любая может принести успех, при условии учета и выполнения наших коррекций Какой окажется эффективным, покажет Сочи.
Хочу особо подчеркнуть, что в Сочи очень специфический рельеф, который ставит и перед спортсменами, и перед нами особые задачи. Значительный перепад высот, к которому из-за особенностей физиологии может приспособиться далеко не каждый спортсмен. Поэтому надо было отобрать именно тех, кто "рожден" для такого рельефа. И готовить к нему целенаправленно. У нас рассчитан каждый метр трассы. Мы знаем, какие нужны физиологические параметры спортсмена для успешного преодоления каждого участка трассы.
Не поздно ли мы привлекли такую науку для подготовки к Сочи?
Михаил Шестаков: Думаю, что нет. Созданный симбиоз "наука-спорт" реально работает. Я говорю своим ребятам, что мы уже получили результат, создав уникальную систему подготовки спортсменов. Сочи для нее - первое испытание. По итогам системы управления тренировочным процессом необходимо продолжать использовать, совершенствовать и идти дальше.