Чем хорош фестиваль "Французское кино сегодня", который проводится в нашей стране уже 14-й раз, так это тем, что, помимо фильмов, всегда привозит французских звезд первой величины. В этот раз киносмотр пройдет в Москве с 12 по 15 декабря, в Новосибирске - 7-12 декабря, а Фанни Ардан приехала заранее. Ей, судя по всему, вообще нравится приезжать в Россию. За последнее время она была и на кинофестивале в северном Ханты-Мансийске, и снималась в фильме "Распутин", который как раз сейчас идет в кинотеатрах - играла императрицу. В этой же картине снимались и Жерар Депардье, и Владимир Машков. Депардье играет и в новом фильме Ардан - священника. А вместо Машкова в картине - музыкант Владимир Мишков. Сама Фанни предстала перед журналистами в образе блондинки, а вот исполнительница главной роли в ее картине Азия Ардженто - брюнетка. Обо всем этом и расспросили гостью журналисты.
Что вас подтолкнуло к режиссуре?
Фанни Ардан: Какие-то смутные причины, темные для меня, которые невозможно определить рациональным способом. Началось с того, что я начала писать сценарий: образы, сцены… И переход на камеру произошел без громких деклараций: "Я стану режиссером!". Просто это произошло - и все.
Вы не только режиссер, но и автор сценария. Откуда эта история и сколько в ней личного?
Фанни Ардан: Мне хотелось рассказать историю об уходящей любви, что происходит, когда она исчезает. У нас во Франции говорят так: счастливые люди не имеют историй. Действие в фильме начинается 31 декабря и заканчивается в Пасху. Виток неизбежности, что происходит за столь короткий период, - вот что было важно показать.
Мне кажется, что самое важное в жизни это - любовь. Главное, что нас определяет - это позиция по отношению к ней: есть ли у нас любовь, нет ли ее, ждем ли мы ее... В фильме я стремилась донести до зрителя этот антагонизм противоречий между мужчиной и женщиной. Он в том, что у него больше не было времени для любви, он был слишком озабочен достижением своего успеха в жизни, а она переживала, что любовь блекнет и теряет накал.
Мне также хотелось ненавязчиво подчеркнуть, что искусство заполняет собой то место, которое остается после исчезновения любви. И я все время думала о том, что, если бы Моцарт был по-настоящему счастлив в любви и семейной жизни, может быть, у него не нашлось бы времени написать такую трагическую музыку.
Насколько вам близка тема жертвенности? Ведь ваша героиня - виолончелистка - оставила музыку ради любви.
Фанни Ардан: Жертвенность, самоотречение - это одна из высочайших форм любви. Пропустить другого вперед, вывести его на первый план, это некая форма мистической любви. Я думаю, что жизнь иногда подводит нас к самоотречению. Но, если вы спросите меня, шла ли я на это, то я вам отвечу: "Нет".
Именно поэтому я, которая принадлежит к эпохе расцвета феминизма, не могла плохо относиться к тем женщинам, которые оставались дома и воспитывали детей. Мне кажется, в этом есть некая художественность и артистичность. И еще мне кажется, что, если вы совершаете такое жертвоприношение ради любви, это искупает вас.
Как вы выбираете актеров? Ощущение, что исполнительница главной роли, как будто бы вы сами.
Фанни Ардан: Я человек с навязчивым желанием добиться своей цели. Я сказала актрисе: хорошо было бы, если бы она была одета во все черное, встала на каблуки, чтобы был навязчивый сильный макияж. И постепенно сложился образ.
Насколько универсальна эта история? Для кого она больше для мужчин или для женщин? Все женщины так мечутся при исчезновении любви - от одного мужчины к другому?
Фанни Ардан: Эта история обращена в равной степени и к мужчинам, и к женщинам. В ситуации любящей пары при исчезновении любви палачом может быть и тот, и другой. Причем, иногда попеременно. Главная героиня чувствует, что теряет почву под ногами, как будто у нее переломан позвоночник, и она пытается восстановиться с помощью музыки.
Почему вы снимали не во Франции, а в Португалии?
Фанни Ардан: Я снимала в Лиссабоне, потому что мне хотелось снимать в таком городе, чтобы не было возможности узнать, где именно он находится. Меня не интересовала ни открытость, ни живописность города. Мне хотелось поместить своих персонажей в каменный мир, зажатый так, что не видно ничего, кроме стен. Ни кусочка неба! К тому же в Лиссабоне было все необходимое. Потому что бюджет фильма невелик.
Вы работали со многими великими режиссерами…
Фанни Ардан: Я никогда бы не осмелилась никого копировать. Мне кажется, что, когда человек начинает жить, его вдохновляет все, что этому предшествовало. Но живем мы каждый самостоятельно. Когда я была маленькая, у меня был поразительный отец и два пути на выбор. Я могла на всю жизнь остаться нежиться в постели и есть шоколад, или бросить все, чтобы стать такой, какой он хотел меня видеть.
Почему в вашем фильме присутствует русский, и именно он занимается искусством музыки?
Фанни Ардан: Для меня действительно русская культура - это возможность приносить нам истины в художественной форме, будь то литература, поэзия или музыка. С раннего детства я открывала себе мир в отображении русской культуры. В том числе и музыкантов, таких как Рихтер, Ростропович, Вишневская и других. Поэтому этот персонаж был для меня важной опорной точкой и образцом строгого и точного служения искусству.
Жаль, что вы не нашли в фильме место для актрисы Фанни Ардан, но не встреча ли с Владимиром Машковым на съемочной площадке навеяла вам это имя - Владимир Мишков?
Фанни Ардан: Да, точно, вы угадали. Когда я познакомилась с Владимиром Машковым, мы снимались вместе в "Распутине". И он вел себя по-королевски, роскошно, как вельможа. Он проводил меня по Питеру, мы много времени проводили вместе, смеялись… Но назвать музыканта в фильме так прямо, в лоб, было бы нехорошо. Поэтому я изменила одну букву.