Запрос на новые партии растет даже в США, где двухпартийная система царит почти два века: Демократическая партия в своем современном виде была основана в 1828 году, Республиканская - в 1854. Социологические исследования показывают, что значительная часть избирателей в США не относит себя к числу убежденных сторонников демократов или республиканцев. По данным опроса Gallup, проведенного 7-10 ноября текущего года, 46% респондентов не испытывают симпатии ни к одной из партий. К тому же число "беспартийных" американцев растет: год назад независимыми от партийных пристрастий назвали себя лишь 33% респондентов. Для таких американцев каждые выборы становятся, по сути, выбором из двух зол: где написано, что выбор граждан должен быть настолько ограниченным? Конечно, не в Конституции и законах США, считают они.
За появление "третьей силы" на политической сцене США выступают 60% американцев, согласно опросу компании Gallup, данные которого были опубликованы 11 октября. Этот скачок, по всей вероятности, был спровоцирован сентябрьским параличом государственной системы США, когда ультраправые республиканцы блокировали принятие бюджета. В глазах миллионов американцев виной тому - перманентный армрестлинг, в котором упражняются демократы и республиканцы. А фундаментальная проблема в том, что двухпартийная система в США фактически лишает миллионы американцев гражданского выбора: в сравнении с политическими спектрами других государств выбор в Америке чрезвычайно узок.
Малые партии в США, конечно, существуют: Партия зеленых, Либертарианская партия, Конституционная партия и так далее, но известны они только в узких кругах. Сколько-нибудь серьезных успехов в политической борьбе они добивались редко, о какой-то конкуренции с двумя лидерами партийного поля речи не идет. Американская политическая система - и важнейшая роль финансирования предвыборных кампаний - выстроена так, что выше местечкового уровня малым партиям не пробиться.
В ФРГ также наблюдается тенденция к большей фрагментации политического поля. С момента объединения Германии в 1990 году на выборах в Бундестаг за голоса избирателей боролись от пяти до шести партий, среди которых: Христианско-демократический союз (CDU), Христианско-социальный союз (CSU), Свободная демократическая партия Германии (FDP), "Зеленые" (GRUNEN) и Социал-демократическая партия Германии (SPD), представители которой позже участвовали в выборах в составе партии "Левые" (Die Linke).
В сентябре 2013 года в выборах впервые приняла участие Пиратская партия Германии (PIRATEN), до того успешно участвовавшая в выборах в парламенты нескольких немецких земель. Ее ключевыми темами, позволившими прилечь внимание молодых немцев, стали отстаивание свободы распространения информации в Интернете и смягчение законов об авторском праве. Однако, вопреки прогнозам аналитиков, в национальный парламент "пираты" не прошли, не преодолев 5-процентный барьер, получив лишь 2,2% голосов избирателей.
Неудача на выборах в Бундестаг Пиратской партии Германии показывает, что прагматичные немцы предпочитают голосовать за партии, доказавшие свою дееспособность продолжительной работой в парламенте. Кроме того, основная особенность - и фундаментальная проблема - малых партий состоит в том, что они отвечают на запросы узкого круга избирателей: зеленые партии рассчитывают на граждан, ориентированных на экологию, германские "пираты", как и партия "Викиликс" в Австралии - на молодежь, выступающую за свободу в Интернете. А специфические решения, предлагаемые американскими либертарианцами и ультраконсерваторами, рассчитаны на крайний правый фланг политического спектра - в таком государстве подавляющее большинство американцев жить не хотят.
Выборы сентября 2013 года в ФРГ показали, что эффективным инструментом для оценки реального уровня поддержки партии гражданами, определяющим возможность ее допуска к парламентской деятельности, является сбалансированный избирательный барьер - в Германии он зафиксирован на уровне 5%, т.е. на том же уровне, как и на федеральных выборах в России начиная с 2016 года.
Ядро политической системы, сформированное в России и ФРГ - не говоря уже о США, - достаточно устойчиво. Малые партии должны будут предложить оригинальную, значимо отличающуюся от существующих предложений, и позитивную повестку, которая наряду с критикой существующей политики будет содержать эффективные решения проблем и позволит им осуществить переход с местного на национальный уровень.