Такой проект закона уже поступил на рассмотрение в Госдуму. Есть и еще одно предложение - по проекту другого закона, уже прошедшего через первое чтение, будут введены предельные индексы увеличения коммунальных платежей. То есть расти бесконтрольно цифры в платежках, которые мы получаем ежемесячно на руки, не будут.
Пока, напомним, соцнормы есть только на электроэнергию - да и то лишь в нескольких пилотных регионах. В остальных они могут быть введены, если этот эксперимент завершится успешно. Авторы поправок в Жилищный кодекс считают, что есть смысл ввести соцнормы и на все остальные услуги. Это позволит сделать потребление более экономным. И те, кто "впишется" в соцнорму, платить за услуги не будут. А коммунальным организациям расходы предлагается возмещать за счет тех, кто станет расходовать больше. То есть более расточительных граждан. Это, считают авторы законопроекта, позволит решить сразу несколько задач - облегчит бремя платежей для граждан, приучит их к экономии. А коммунальщиков заставит работать более эффективно.
Большинство экспертов, правда, сомневаются в том, что такую схему можно принять - уж очень усложнятся расчеты. И многие производители коммунальных ресурсов в итоге могут разориться и вообще перестать работать. "Шансы минимальные", - прокомментировала перспективу принятия такого законопроекта председатель думского Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская.
Но и к другому проекту закона, которым предлагается ограничить потолок роста для коммунальных услуг, есть вопросы.
Галина Хованская объясняет, что до сих пор власти пытались идти по пути ограничения роста тарифов коммунальных организаций. На федеральном уровне их устанавливает Федеральная служба по тарифам. На региональном - местные органы власти, чаще всего региональные энергетические комиссии. "Но итоговый платеж наш состоит из двух частей - тариф, умноженный на потребленный объем услуги либо на норматив, если нет счетчиков. Этот законопроект - попытка ограничить результат, произведение. Потому что когда стали ограничивать тариф, началась игра на нормативе", - рассказывает депутат. Индексы будут определяться для некой постоянной величины потребления. Если человек потребляет больше ресурсов, тогда он будет и больше платить, и наоборот. Если же потребление оставалось на одном уровне, совокупный платеж за ЖКУ не должен расти выше установленного индекса.
Значение индекса будет устанавливаться на несколько лет вперед. Сначала на 3 года, затем на 5 лет. Средний индекс по стране на ближайшие годы будет равен инфляции с коэффициентом 0,7, рассказывает руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при правительстве РФ, исполнительный директор НП "ЖКХ Развитие" Андрей Чибис. В пределах этого среднего индекса по России будут установлены средние индексы по всем субъектам Федерации. По словам Чибиса, предполагается, что власти субъектов Федерации будут определять этот показатель для каждого муниципального образования.
Но индекс в конкретном населенном пункте не может более чем в 1,5 раза превышать общий по региону. В противном случае решение о целесообразности такого повышения должны принимать местные муниципальные депутаты, напрямую выбираемые жителями.
У местных властей также будет простор и в лавировании по видам коммунальных ресурсов. Индекс определяет конечный рост цен в платежках. Скажем, плата за электричество может при этом вырасти меньше среднего уровня, а за отопление - больше, если в конкретном городе требуются деньги на ремонт труб, а с кабелями все в порядке.
Но в проекте документа остается непроработанным вопрос, как будут сочетаться индексы роста конечных платежей и индексы роста тарифов ресурсоснабжающих организаций, указывает эксперт Аналитического центра при правительстве Дмитрий Хомченко. А это, по его словам, может привести к нехватке средств на развитие инфраструктуры, в некоторых случаях - и на операционную деятельность у отдельных ресурсоснабжающих организаций.
"Ситуация очень разная по разным субъектам, муниципальным образованиям и даже предприятиям. Одно может экономить, там есть "жировая прослойка". Другое будет не экономить, а меньше выводить денег на непроизводственные задачи. У третьего предприятия такого запаса нет вообще. Кто-то подожмет расходы. А кто-то уже сейчас находится на грани. И дополнительные ограничения при отсутствии софинансирования из бюджета приведут к ускоренному износу инфраструктуры", - рассуждает эксперт.