Большая часть россиян ответственно подходят к выплатам по кредиту

Большая часть россиян (60%) ответственно подходят к выплатам по кредиту и отмечают, что это заставляет их контролировать свои расходы. Причем больше всего таких граждан среди пользователей потребительских кредитов и кредитных карт - 84%, свидетельствуют результаты опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

Почти половина россиян признались, что не взяли бы кредит, если бы не оказались в стесненных обстоятельствах. Также наши сограждане не считают, что заем делает жизнь проще и приятнее. Не согласны с тем, что кредит может облегчить жизнь и получить приятные впечатления в основном клиенты кредитно-финансовых учреждений, оформившие депозит (66%). А вот 36%, наоборот, уверены в том, что кредит - это замечательная возможность получить понравившуюся вещь.

Опрос также показал, что россияне рационально подходят к выбору банка и кредитного продукта. 65% опрошенных считают нормальной практикой сравнить, по крайней мере, два предложения. Каждый второй опрошенный (48%) указал, что предпочитает искать банк для оформления кредита самостоятельно, нежели обращаться в банк, предлагающий свои услуги в торговых точках, автосалонах и т.д. Почти треть россиян (28%) не видят ничего плохого в том, чтобы взять кредит в подобных местах, в основном об этом сообщают именно потребители кредитных продуктов (42%). Половина наших сограждан обычно оценивают общую сумму переплаты за кредит, а не процентную ставку (49%). Более четверти респондентов все же полагают, что нужно ориентироваться на процентную ставку.

- Постепенно финансовая грамотность повышается, чему в первую очередь способствуют сами банки, - отметил аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк. - Однако, как мы видим из опроса, подход к кредитам у населения весьма потребительский - 49% населения смотрят на сумму переплаты за кредит при оценке банковского продукта, в то время как с точки зрения финансов этот подход не совсем верен. О росте "бытовой" финансовой грамотности говорит то, что люди стали сравнивать различные предложения на рынке, прежде чем взять кредит. Это как минимум сокращает риск быть обманутыми мошенниками.

Что касается платежной дисциплины,  тот тут пока не все так хорошо, считает эксперт, несмотря на то, что почти 60% респондентов заявили, что кредит заставляет их контролировать расходы. Просрочка по потребительским кредитам в банковском секторе растет, что говорит о том, что не все правильно оценивают свои возможности по возвращению кредита.

"Действительно, мы видим рост просроченной и проблемной задолженности - по итогам года она может достигнуть порядка 451,7 млрд рублей. К сожалению, при этом растет и закредитованность заемщиков, что выражается как в увеличении суммы кредита, так и росте количества кредитов на одного заемщика", - сказала замгендиректора коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Терехова.

В 2011 году средний заемщик имел один или максимум два кредита, то сейчас не редкость, когда у одного заемщика три-пять действующих кредитов, отметила она. Это приводит к тому, что в ряде сегментов доля ежемесячного дохода заемщика, которую он отдает на погашение кредитной задолженности, достигает 45%, что существенно повышает для такого заемщика риск выхода на просрочку.

Сейчас, по словам Тереховой, банки активизировали работу по привлечению так называемых уникальных клиентов за счет самозанятого населения, а также пенсионеров. Тем не менее,  стоит учитывать, что количество таких потенциальных заемщиков весьма не велико, добавила она.