Сайт "РГ" вспоминает творческий путь Харрисона в годовщину его смерти
К мысли о том, что творчество Харрисона является одним из самых недооцененных среди работ музыкантов "золотого века", кажется, привыкли все. Однако создается такое впечатление, что многие из тех, кто так говорит, не совсем представляют, что они на самом деле имеют в виду. Самые продвинутые разве что вспомнят "битловские" хиты, написанные Джорджем и не "задвинутые" по каким-то причинам Полом Маккартни и Джоном Ленноном, как многие другие. В этой "малоизвестности" с ним может посоперничать только коллега Ринго Старр, о котором до сих пор ходят довольно злые анекдоты ("Ринго лучший ударник мира? Но ведь он даже не лучший ударник в The Beatles!"). Впрочем, Ринго едва ли это сильно задевает - он всегда очень спокойно относился к окружающей его реальности, где нашел прочное место. А вот искания Джорджа до сих пор вызывают к его фигуре интерес творческих людей - в 2011 году, например, прославленный Мартин Скорсезе снял о них документальный фильм.
Прекрасные же пластинки Харрисона, написанные и исполненные вне The Beatles, остаются без должного внимания до сих пор. Поэтому мы решили вспомнить о них.
Одна из первых серьезных отечественных исследователей истории The Beatles Т. Воробьева в своей вышедшей в 1990 году книге "История ансамбля "Битлз" (представляющей собой интереснейшую работу, не избавленную, однако, от некоторых курьезов - например, там можно найти утверждение, что фильм "Житие Брайана", который действительно продюсировал давний приятель легендарной труппы "Монти Пайтон" Харрисон, посвящен жизни Брайана Эпстайна) отмечает, что Джордж начал свой собственный творческий путь раньше коллег по группе. Уже в 1968 году он выпустил свой сольный диск Wonderwall Music, содержавший саундтрек к одноименному фильму. Увлечение Джорджа Индией, в конце концов заразившее и остальных "битлов" тягой к восточной мудрости, и раньше оказывало влияние на его музыку - так в композициях The Beatles появился, например, экзотический в то время ситар. При записи первого своего альбома Харрисон вовсю занялся экспериментами по сплаву рока с индийской музыкальной традицией, в чем давно преуспел - куда уж там вскоре активизировавшимся "нью-эйджерам"!
В том же 1968 году Джон Леннон с Йоко Оно записали ошеломительный альбом Two Virgins No. 1, состоявший из авангардных нойзовых полотен. Джордж, по всей видимости, осознал, что и здесь он ничуть не уступает своему старшему коллеге, и решил доконать наивных поклонников The Beatles своими радикальными экспериментами. Вышедшая в 1969-м пластинка Electronic Sound содержала два трека - по 19 и 25 минут. Упражнения Харрисона в "конкретной музыке" и нойзовом эмбиенте действительно ничуть не менее интересны альбома Джона и Йоко - следить за происходящим на записи - одно удовольствие. Но еще год спустя Джорджу удался настоящий шедевр на все времена.
1970 год памятен всем как год распада The Beatles. Но ведь это был и год выхода великого тройного альбома Джорджа Харрисона All Things Must Pass. Само название указывает на то, что к прекращению истории группы он отнесся с присущим ему спокойствием. А трехдисковый формат - на то, что здесь Джордж наконец сказал все то, что давно хотел сказать - и никто теперь ему не мог помешать. 7 недель All Things Must Pass находился на вершине хит-парада (а замечательный сингл My Sweet Lord - два месяца) - и до сих пор по праву считается вершиной творчества музыканта. Но впереди были еще многие прекрасные работы.
В августе 1971 года Харрисон устраивает грандиозный концерт в поддержку беженцев из Бангладеш, который почтили своим присутствием и выступлением Ринго Старр, Боб Дилан, Эрик Клэптон и многие другие. Леннон и Маккартни тоже было собирались, но по разным причинам от выступления отказались. Тем не менее, концерт имел ошеломительный успех, а представление, которое в его рамках дали индийские музыканты, впервые познакомили широкую западную публику с музыкой этой удивительной страны. Разумеется, легендарный благотворительный фестиваль был тут же издан и мгновенно обрел популярность.
После годичного перерыва Харрисон издал новый альбом, ставший результатом его духовных поисков. Имел он говорящее название Living in the Material World. Известно, что, несмотря на активную духовную жизнь, Джордж умудрялся очень прагматично и ровно выстраивать отношения с реальностью, его окружавшей. При этом основное к ней требование у него сохранялось, и оно было бескомпромиссно выражено в первой песне этой замечательной пластинки - Give Me Love, Give Me Peace On Earth.
Следом появился Dark Horse, составивший с предшественником своеобразную музыкальную дилогию. Считается, что здесь можно встретить признаки ностальгии - ведь в The Beatles Харрисон и был той самой "темной лошадкой". Сам Джордж, впрочем, утверждает, что писал о другом. В альбоме, так или иначе, много личных вещей - как, например, пронзительная Bye Bye Love.
Альбом Extra Texture (Read All About It) стал последней студийной работой легендарной "битловской" студии Apple Records. Конечно, он примечателен не только этим, хотя сам Джордж считал его худшей своей работой. Здесь фирменный мягкий звук гитары "битла" и его голос обволакивают слушателя не хуже раннего эмбиента Брайана Ино.
Зато в альбоме Thirty Three & 1/3, который Харрисон записал, как нетрудно догадаться, в 33-летнем возрасте, звук заметно модернизировался, что привлекает внимание с первого же фанкового трека - Woman Don’t You Cry for Me. Здесь же и новый суперхит Харрисона Crackerbox Palace, прославленный клипом с "монти пайтонами". В этом же году Джордж выпустил сборник, в котором исполнил и "битловские", и "пост-битловские" песни.
В 1979-м появился на свет альбом с бесхитростным названием George Harrison. Первая же песня с пластинки - стопроцентный хит Love Comes to Everyone - была написана в сотрудничестве с Эриком Клэптоном, которого, слава Богу, никакие жизненные обстоятельства не заставили отказаться от работы с Харрисоном. Далее следуют размышления на тему работ "битловского" времени. В том числе - Not Guilty, не взятая некогда Ленноном и Маккартни в "белый" альбом The Beatles.
Somewhere in England вышел в 1981 году, а записывался за год до этого. Джорджу пришлось повоевать с издателями, требовавшими убрать "грустные" песни. Потом пришло известие о смерти Леннона, и музыканту стало не до этого. Альбом вышел без неугодных компании треков (они затем появились в переизданиях), но пополнился другими. В том числе - трогательной песней-посвящением товарищу All Those Years Ago, в записи которой, конечно, приняли участие и Ринго с Полом.
Следующая пластинка - Gone Troppo - увидела свет в 1982 году. Несмотря на разочарованность в направлении развития музиндустрии, Джордж продолжать работать над звуком и модернизировать его. С точки зрения коммерции альбом совсем не удался - но это последний критерий для оценки музыкальных произведений. Харрисон уже зарекомендовал себя как мощный автор и исполнитель, и подтвердил свой статус новой работой.
Пять лет перерыва пошли только на пользу великому музыканту. Альбом 1987 года Cloud Nine стал настоящим шедевром, который по своей силе уступает разве что All Things Must Pass. Удивительно, но это оценили и критики, и публика. А песня Got My Mind Set On You стала суперхитом, добравшимся до первого места в чарте - такого Харрисон не знал давно. Песню до сих пор знает почти каждый - правда не каждый знает, что это песня Харрисона. Пластинка искрится классными веселыми композициями, и исполнители им под стать - помимо Харрисона их играли Ринго, Клэптон и Элтон Джон.
Еще через пять лет вышел двойной концертник Live in Japan, содержащий "живые" версии песен Харрисона для The Beatles и своих альбомов. И лишь еще спустя 10 лет, через год после кончины Джорджа, вышла последняя его пластинка - Brainwashed. Запись его началась еще задолго до этого. Но заканчивать работу над альбому пришлось уже Дхани Харрисону после смерти отца. С чем он с блеском и справился - Brainwashed стал достойным постскриптумом блестящего, но не всем заметного пути великого музыканта.