02.12.2013 11:15
    Поделиться

    "Винзавод" покажет современное искусство из аббатства Адмонт

    Современное искусство из аббатства Адмонт
    Я пробежала пальцами по светлым деревянным клавишам "Блюзовой шкатулки". И, увидев устремившуюся ко мне сотрудницу, работавшую на выставке, быстро отдернула руку. Но вместо привычного окрика "Экспонаты не трогать!", услышала: "Надо еще поднять вверх меха, чтобы шкатулка зазвучала. Она работает по принципу аккордеона". На выставке "Вне поля зрения", которую в Цехе Красного вина показывают бенедиктинский монастырь Адмонт, Австрийский культурный форум в Москве и ЦСИ "Винзавод", экспонаты нужно трогать, ощупывать, слушать и иногда даже нюхать. Проект предназначен равно для тех, кто видит, и для тех, кто лишен этой возможности.

    Соединяя в себе достоинства умного социального проекта и изящно придуманной эффектной выставки, экспозиция "Вне поля зрения" впечатляет как раз зрелищностью. Она начинается с фотографий барочных росписей потолка аббатства Адмонт, которые обрамляют белизну плоскости "стола". Рядом - наушники, в которых можно послушать в звуковое разнообразие тишины, бережно собранной из трех фильмов - Вима Вендерса, Джима Джармуша и Теренса Янга. К слову, молчание - добродетель, ценимая в Адмонте.
    С потолка свисает гроздь бывших баскетбольных мячей, превращенных в сумки... Полемический привет от автора Мартина Вальде - Джеффу Кунсу? Кунс баскетбольные мячи заключал в емкость с чистой водой, превращая оранжевый символ витальности в род мертвой натуры, нечто среднее между экспонатом и натюрмортом. Вальде делает следующий шаг: препарирует объект из "натюрморта" и дает ему новую жизнь - в виде сумки. В другой стороне зала - объект Анны Ермолаевой, предлагающей нам возвращение назад в "утробу" - под аккомпанемент саунд-трека, воспроизводящего звуки, голоса, шумы, которые слышит плод в чреве матери. Желающие могут забраться в мягкую уютную полость в большом деревянном ящике и представить свой мир до зрения.

    Не то, что от выставки, адресованной слабовидящим и слепым людям, ждешь аскетизма монохромности и скучноватой назидательности учебного пособия. Но вопрос, можно ли произведениями современного искусства заинтересовать слепого человека, когда и многие зрячие его в упор не видят, напрашивается сам собой. Собственно, эту проблему заострил Юрий Альберт в работе "Сезанн глазами Рильке" (2005). Описания картин французского художника из книги немецкого поэта "Письма о Сезанне" Альберт набрал азбукой Брайля и представил на небольших белых холстах. Для зрячего человека это шифровка почище письмен индейцев майя. Белое полотно с пупырышками, ясное дело, выглядит как арт-объект неизвестного назначения. Для слепых людей, которые могут прочитать текст, загадкой будут описанные картины Сезанна. Как представить цвета, перспективу, гору вдали, если ты их никогда не видел? В общем, получается, что идеальный зритель этой работы - слепой знаток живописи и современного искусства. Парадоксальностью он напоминает образ идеального мужа, смоделированный роботом из анекдота, - слепоглухонемой капитан дальнего плавания.

    Цифры: монастырь в Адмонте основан в 1074 году. 3600 кв.м. - площадь музея в монастыре. 1400 работ насчитывает собрание современного искусства Адмонта

    Шутки шутками, но смысл работы к анекдоту не сводится. Как раз "трудности перевода" обнаруживают, что ни стопроцентное зрение, ни умение читать вовсе не гарантируют понимания искусства. Со "слепым пятном", оказывающимся вне зоны зрения-понимания, равно сталкиваются и зрячие, и слабовидящие. А тот факт, что все мы по-своему не понимаем искусство (не говоря уж о мире), как ни странно, становится точкой отсчета, демонстрирующей наше равенство перед задачей.

    На вопрос, куда ж нам плыть, дает ответ название проекта. Поиск вне поля зрения оказывается отнюдь не безнадежен. Для начала - это подкрепление зрения другими органами чувств. Например, Томас Бауман предлагает сравнить черный цвет и розовый, сопоставив шероховатость и гладкость поверхностей монохромных панелей с "черным квадратом" и "розовым цветоком", которые еще и вибрируют по-разному. Так что, прислонившись к ним, можно буквально "почувствовать разницу" цвета. Загадочный "Фобик" Юлии Хайвард впечатляет двойственностью, как персонажи известной песни из "Бриллиантовой руки": "на лицо ужасные, добрые внутри". Под мрачноватой оболочкой он на ощупь пушистый и мягкий.

    Другой вариант движения за границы визуальной культуры - взаимодействие зрителей не только с произведением, но и общение друг с другом в процессе его обсуждения и создания. Так, узнать о людях на фотографиях Фабио Цолли можно, только прочитав текст подписей, написанный шрифтом Брайля. Художница Ханнелоре Демель-Лерхстер предлагает найти "опечатки" в тексте, сложенном из элементов Lego. Каждый элемент превращен в букву Брайля. Любители головоломок могут воспользоваться таблицей соотношения русских букв и знаков азбуки для слепых. Иначе говоря, автор задает условия "игры", которая вводит в мир незрячих и позволяет заново открыть знакомый текст. Без всякого намека на назидательность. Эти стратегии вполне в русле поисков современного искусства.

    Наконец, представление такого произведения, как "Невидимый сад" (по нему посетителей в аббатстве водят с завязанными глазами), напоминает не только об игре в жмурки или концептуальном перформансе, но, очевидно, и о райских кущах. Трудно представить, чтобы этот пласт значения оказался вне поля зрения молчаливых бенедиктинцев. Тогда понятно, почему выбор работ, дающих шанс для диалога слепых и зрячих заинтересовал монахов из Адмонта. Настолько, что за десять лет этот один из древнейших монастырей Европы, основанный в 1074 году, собрал около 1400 работ современных художников.
    Современное искусство в стенах монастыря мирно уживается с богатейшей библиотекой, которую бенедиктинцы начали составлять еще в Средние века. Сегодня к славе библиотеки добавилась известность их нового музея. На пространстве свыше 3600 кв. метров, кроме произведений искусства, разместились разделы, посвященные природе, и мультимедийная экспозиция - об истории аббатства. Аббатство даже получило престижный среди музеев Австрии профессиональный приз. Но за границей Адмонт выставки еще не показывал. В Москве - первый опыт. Опыт, обнаруживающий "невозможные возможности" вне нашего поля зрения.

    Поделиться