04.12.2013 23:05
    Поделиться

    Режиссер Давид Бобе презентовал "Гамлета" в "Гоголь-центре"

    В завершение фестиваля NET в "Гоголь-центре" состоялась премьера "Гамлета". Французский режиссер Давид Бобе, автор спектаклей "Феи" и "Метаморфозы", показал свою третью постановку в Москве с артистами "Седьмой студии" при участии актрисы Театра им. Н. В. Гоголя Ирины Выборновой и известного актера Алексея Девотченко. Накануне премьеры мы поговорили с ним о новой работе.

    Вы уже ставили "Гамлета" во Франции, почему вы решили вернуться к этой пьесе?

    Давид Бобе: Из-за актеров "Седьмой студии" (резиденты "Гоголь-центра". - РГ), к которым я последние годы отношусь как к своей семье. В первом, французском варианте, мне удалось выстроить интересную сценографическую атмосферу. Очень хотелось, чтобы московские актеры воспользовались этой машиной для игры. "Гамлет" в корне отличался от всего, что мы делали до этого. Повествовательная манера пьесы, все ее построение, фрагментарное и философичное, по самому своему устройству "Гамлет" абсолютно современное произведение.

    Вам важна русская школа игры?

    Давид Бобе: Что для меня важно - так это именно группа актеров с их манерой играть. Они, с одной стороны, являются представителями русской школы, но, по-моему, не только. Это ученики Кирилла Серебренникова, который их воспитал в духе огромной открытости по отношению к театру в самых разных его проявлениях, например, к цирку, к танцу. В этих актерах я нашел для себя идеальных исполнителей. Театр, который я хочу продвигать и защищать, очень пластичен. Во Франции я могу найти не так много артистов, которые были бы способны на это. Я предпочитаю оставаться с "Седьмой студией", потому что у меня ощущение, что они растут со мной, а я с ними.

    Про что будет "Кандид", которого вы собираетесь ставить в Москве?

    Давид Бобе: Этот проект мы хотели бы поставить с Кириллом вместе. С этими актерами я как будто все время рассказываю одну и ту же историю. Историю о человеке, который открывает мир в момент кризиса и спрашивает себя, может ли он что-то сделать и можно ли что-то сделать.

    Я очень много путешествую и задумываюсь о том, что те страны, в которых я хотел бы остаться, жестоки по отношению к человеку. Я много работаю в Браззавиле (Конго), там вообще не существует уважения к человеческой жизни. Тебя могут пристрелить потому, что у тебя слишком короткие или длинные волосы. И это не шутка.

    Вы говорите о жестокости. За последний год многие художники отказались приезжать в Россию или приезжали с манифестами в адрес того, что происходит в нашей стране.

    Давид Бобе: Приехать с манифестом и утверждать, что ты носитель истины, - неуважительно по отношению к людям, которые могут придерживаться разных точек зрения. Открыться чужой культуре, попытаться понять ее, слиться с ней, сделать что-то изнутри - это естественный для меня выбор. Я здесь не для того, чтобы давать кому-то уроки. С другой стороны, я тоже страдаю от жестокости. Когда мы с Филиппом (Филипп Авдеев играет Гамлета. - РГ) работали над монологом "Быть или не быть", я говорил, что нужно переформулировать его как "действовать или не действовать". Или я действую, даже рискуя, и тогда могу сказать, что я есть, или делаю вид, что "все к лучшему в этом лучшем из миров", и тогда меня нет.

    Перевод: Римма Генкина

    Поделиться