Новости

13.12.2013 00:08
Рубрика: Культура

Жить как хоббит

Мартин Фриман: Бильбо Бэггинс может быть крайне серьезным в тот момент, когда мир летит ко всем чертям
С 19 декабря в российском прокате - вторая часть трилогии режиссера Питера Джексона "Хоббит: Пустошь Смауга".

Действие всех трех фильмов разворачивается в Средиземье за 60 лет до событий "Властелина Колец". В "Хоббите: Пустошь Смауга" Бильбо Бэггинс продолжает свое путешествие в компании волшебника Гэндальфа Серого и тринадцати гномов под предводительством Торина Дубощита, цель которого - вернуть Одинокую Гору и утраченное Королевство гномов Эребор.

Компания идет на восток, по дороге сталкиваясь с оборотнем Беорном и скопищем гигантских пауков в коварном лесу Мирквуд (Лихолесье). Сталкиваются с опасными лесными эльфами и направляются к Озерному городу. Цель их похода - Одинокая гора. Там они должны встретиться с величайшей опасностью из всех - драконом Смаугом.

Накануне премьеры исполнитель роли Бильбо Бэггинса - Мартин Фриман рассказал о том, как его герой из пугливого хоббита превращается в настоящего воина, и насколько ему понравилось состязаться в остроумии с драконом Смаугом.

Мартин, какие черты Бильбо Бэггинса вам особенно понравилось играть на протяжении всей трилогии о "Хоббите" и в этой серии, в частности?

Мартин Фриман: Думаю, мне стало по-настоящему интересно после того, как в Бильбо произошла разительная перемена: из никогда и ни на что не жалующегося бесхребетного мямли он стал превращаться в хоббита с характером. Мне всегда этого хотелось, честно. Я без устали повторял Питеру Джексону: "Ну что, сейчас? Пришло уже время, когда Бильбо проявит характер!". И чаще всего он мне отвечал: "Нет, еще рано, но уже вот-вот". Настолько привыкаешь играть сдержанного Бильбо, который чуть ли не разрешения спрашивает, чтобы просто дышать, что, когда он наконец находит в себе "немного стали", это для меня настоящее удовольствие.

Для Бильбо приходится использовать тонкий юмор?

Мартин Фриман: Ироничный. Я стараюсь не привносить в персонаж юмор, исключение только в тех сценах, когда этого требует сценарий. Бильбо - не исключительно героический персонаж. Он немного смехотворен, чуточку ущербен. Он ведет себя напыщенно и при этом немного узколоб. Он уж точно не такой герой, как Джеймс Бонд, если вы понимаете, что я имею в виду. Бильбо может быть крайне серьезным в тот момент, когда мир летит ко всем чертям. Он важничает самым классическим британским способом. И это уже само по себе смешно. Питер Джексон частенько просил меня "отколоть какую-нибудь английскую штучку". Хотя я, честно, даже не знаю, какие у нас такие английские штучки есть. Это как попросить француза вести себя очень по-французски. Я сам себя не считаю таким уж "исключительным британцем", но в англоговорящих странах, возможно, могут заметить нечто особенное в Бильбо, свойственное только британцам.

Эта часть трилогии для Бильбо поворотная, он все-таки открывает в себе героическую сторону.

Мартин Фриман: Ему приходится. Он становится, что называется, героем под влиянием обстоятельств. Ну какой еще, скажите, у него есть выход, если ему в компании гномов нужно пройти сквозь Лихолесье, сразиться с пауками? И не думайте, что это так просто, пауки вас удивят. Бильбо находится в буквальном смысле между жизнью и смертью, и у него просто нет другого выхода - только сражаться.

Знаете, люди обычно не видят во мне сурового героя, как Арагорн, например (в трилогии "Властелин Колец" его играл Вигго Мортенсен. - Прим. ред.). Сложно сказать, почему. Что во мне такого, что меня, скорее всего, не пригласят на роль Арагорна? У Вигго много великолепных ролей, но его ассоциируют прежде всего именно с Арагорном. Примерно так же, как меня с персонажем из комедийного сериала "Офис". Я, конечно, не сравниваю себя с Аль Пачино, но и ему не удалось избежать тени Майкла Корлеоне.

Сцена битвы с пауками в Лихолесье впечатляющая. По-вашему, это самый страшный момент фильма?

Мартин Фриман: Думаю, пауки действительно нагоняют ужас. Мне вспоминается фильм "Невероятно уменьшающийся человек" 1957 года, где герой сражается с пауком при помощи нитки и иголки. Захватывающая сцена, хоть и снята с элементарными спецэффектами 50-х годов. Есть что-то такое в движениях паука, от чего - мурашки по коже. Особенно, если паук настолько большой, что подавляет своими размерами человека или хоббита.

Ну и дракон Смауг, конечно, тоже наводит страх.

Мартин Фриман: Смауг, мне кажется, станет таким же культовым персонажем для поклонников истории, как и сам Бильбо и как Голлум, например. Сражение со Смаугом для Бильбо - это смертельное состязание в остроумии. Мне очень нравятся эти сцены. Мы все очень полюбили и наше Лихолесье, где все так таинственно и нужно помнить про запахи, заклятья и заговоры. Ну, и конечно, еще один уникальный персонаж - Беорн-оборотень в исполнении Микаэля Персбранда. Во второй части столько всего нового и волшебного, что первая покажется вам только приятным вступлением в новый сказочный мир.

Признайтесь, роль Бильбо повысила ваш рейтинг у детей?

Мартин Фриман: Уверен в этом. Особенно моя популярность заметна, когда я привожу детей в школу или забираю их после занятий. Все одноклассники моих ребят, да и вообще все дети в школе, определенно, смотрят на меня сейчас иными глазами.

Что вас больше всего поразило в Новой Зеландии, где проходили съемки "Хоббита"?

Мартин Фриман: Дух товарищества. Встреча с людьми, которые мне очень понравились: веселыми, простыми, с понятным и приятным стилем жизни. Веллингтон - это совсем небольшой город. Никакого стресса. Знаете, если вы гуляете 15 минут по Веллингтону, значит, вы совершаете большое путешествие. Это уж совсем не как в Лондоне, например, хотя я его очень люблю. В Веллингтоне вам совсем не нужно тратить по три часа на то, чтобы попасть на работу и обратно. Так что у вас остается время на жизнь, на то, чтобы побыть с семьей и своими любимыми, поужинать спокойно и сходить в кино. На то, чтобы завести новых друзей.

Культура Кино и ТВ Мировое кино Кино и ТВ с Оксаной Нараленковой Звездные интервью "РГ" Лучшие интервью