13.12.2013 03:15
    Поделиться

    Во Владивостоке добровольцы организовали столовую для бездомных

    Утро каждого воскресенья на замусоренном пустыре недалеко от продуктового рынка во Владивостоке начинается одинаково. Задолго до 10 часов утра здесь собираются не слишком опрятного вида люди и ждут приезда легкового автомобиля. Потом помогают выгружать из него бидоны с едой, раскладывают небольшой туристский столик, распаковывают хлеб, посуду. И встают в очередь.

    Точка у рынка

    Уже несколько лет трое мужчин из Владивостока тратят на помощь бездомным и обездоленным свои кровные - примерно четыре тысячи рублей каждую неделю. Валерий, Вячеслав и Александр стесняются публичности, поскольку люди они воцерковленные, поэтому разговорить их - проблема. Но это еженедельное кормление - не послушание, а зов души. Все они семейные, законные супруги о ежевоскресной заботе мужей не только знают, но и помогают готовить еду.

    Рано поутру Валерий с женой сварили несколько килограммов пельменей, заварили три бидона чая с сахаром.

    - Пища без изысков: суп, борщ, каша. Бывает плов. Сейчас - зимой - стараемся обязательно покормить бездомных мясом. Калорийным и, главное, горячим. Всегда торопимся и быстро едем до этого пустыря, - рассказывает Валерий. - Нашли фирму, где делают действительно вкусные пельмени, берем только у них.

    Еду мужчины раздают в одноразовой посуде. Хотя приходят на точку питания постоянные "клиенты" (таких немало) со своей посудой. Как правило, с утра бездомные стараются появляться здесь умытыми и трезвыми.

    В очереди, кстати, заметны и аккуратные старушки, которые на бомжей совсем не похожи…

    У троих друзей есть свой бизнес, который пока не занимает главное место в их жизни. Впрочем, к нескольким гектарам заброшенной и незасеянной земли в одном из районов Приморья слово "бизнес" слабо применимо. В селе, по их словам, тоже немало тех, кто нуждается в участии и милосердии: "Люди там не бездомные, но обездоленные".

    "Точку" на пустыре знают уже многие жители соседнего микрорайона. Они приносят еду, обувь, но чаще - одежду. Все разбирается. К слову, особым вниманием к нуждающимся отличаются граждане… Вьетнама. Не бывает недели, чтобы они не принесли на пустырь продукты или деньги.

    - Были сегодня две женщины, которые тоже по-христиански стараются помочь бездомным. Привезли три сумки с бутербродами, вареными яйцами, сгущенным молоком. Просто выложили это на общий стол и уехали. Они это делают каждое воскресенье, - рассказывает Вячеслав. - Творить благо - насущная необходимость для настоящего человека, только не все это осознают.

    В день, когда на пустыре побывал корреспондент "РГ", "вахту" стоял Валерий. Уже и чай закончился, и стол собран и сложен, а мы все говорили. Рядом вертелся молодой парень, явно ждал чего-то.

    - Я обещал ему куртку купить тут на рынке. Мерзнет он. И не надо наших фамилий, а то жена не знает, - сказал Валерий.

    - ???

    - Не знает, что я еще семейные деньги на них трачу...

    Без нравоучений

    - Что, неприятно смотреть? - подошел ко мне один из тех, кто здесь столуется.

    - Почему же? Пожалуй, наоборот, - отвечаю.

    - Зря. Фильм "Холодное лето 53-го" помнишь? Что там Лузга говорил? "Люди, Шура, такие козлы!"

    Давно замечено, горькие пьяницы, люди обиженные и бездомные, все такие философы… Они большие мастера порассуждать о доле, о судьбе, фортуне. Слава, так он представился, себя от других, стоящих в очереди, отделяет. Он не бездомный, живет на рынке, "на втором этаже". Днем торговцам помогает, свою копейку имеет. На пустырь приходит поговорить и поесть, конечно. Рассказывает, что стал жертвой клофелинщиц в поезде…

    Пока Валерий разливал чай, одна из женщин, облаченная, между прочим, в старую норковую шубу, все жаловалась ему на своего сожителя. Мол, гуляет, а как заявится - бьет. Как бы найти управу на него?

    - Тут бездомные не только родом из Приморья. Есть люди с Сахалина, Украины, был один узбек. Кто-то попал в бомжи, не поделив жилье с родственниками, кого-то ограбили, потому не может вернуться домой, кто-то просто опустился из-за пьянства или наркотиков и понял, что и так жить можно… Мы не полиция нравов и не наше дело морализировать, - рассказывал Валерий. - Среди них есть и генерал в отставке, прошедший три войны, но вот домашнюю войну он проиграл - жена выгнала на улицу.

    А еще бездомные гордятся, что у них есть работа.

    Дворницкая лирика

    - Ты не думай, что я профессиональный нищий, - подошел ко мне еще один.

    Познакомились. Зовут его Алексей Николаевич Трифанов.

    - Я сюда просто так прихожу. Вообще я дворник, при школе живу, начальник мой - хороший мужик…

    И вдруг начал читать стихи. Уверяет - сам написал:

    А за далью - снега,

    все притихло вокруг.

    И плывут облака

    от распахнутых рук.

    А сырая земля

    (неразборчиво) границ,

    Опустели поля,

    не слышны крики птиц.

    В этот полный покой

    хорошо одному

    Постоять под луной

    на крутом берегу.

    И глядеть в эту даль…

    Только время прошло,

    как бы не было жаль,

    Все промчалось, ушло.

    Вспоминаешь порой

    этот сказочный вид,

    Все, что было со мной,

    я не в силах забыть.

    Только слышится звон,

    все сильней перестук

    У забытых икон

    тех далеких минут.

    Я эти строчки искала в Интернете - так и не нашла. Может, не соврал…

    Поделиться