"Сейчас иностранный работник должен приобретать патент, если он работает у физического лица. Предлагаю, чтобы юридические лица и индивидуальные предприниматели также имели возможность принимать иностранного работника на основе патента", - сказал он.
Как пояснила "РГ" руководитель Научно-исследовательского центра социально-экономических проблем народонаселения при Московском психолого-социальном университете Ольга Воробьева, сейчас больше всего нелегальных мигрантов работают в малом бизнесе и у индивидуальных предпринимателей. Они не могут конкурировать с крупным в вопросах получения квот на иностранных работников. И если разрешить им брать на работу мигрантов с патентом, не проходя сложных процедур, это сыграет огромную роль для развития предпринимательства. Патент также позволит легализоваться большому числу мигрантов, что снизит конфликтность и напряженность в обществе.
Плюс повысится собираемость налогов, что весьма важно в свете сегодняшних сложностей формирования бюджета и того, что мигранты имеют доступ ко многим соцуслугам в России, за которые сегодня в большинстве своем не платят. А патент - это своего рода налогообложение. Не важно, работает человек в данный момент, сколько он зарабатывает, но определенную сумму, стоимость патента, он ежемесячно должен платить. Деньги эти идут в региональный бюджет. Получить патент сейчас не представляет особого труда. Купить его можно, обратившись в ФМС, стоит он 1 тыс. рублей в месяц. Его наличие позволяет находиться в России и работать у частных лиц. Скорее всего, после внедрения в жизнь предложения президента процесс покупки патента особо не поменяется.
Как защитить национальный рынок труда при введении патентов для работы на предприятиях? Путин отметил, что цену патента должен устанавливать регион, принимающий иностранцев, и, кстати, купив патент в одном регионе, нельзя будет устроиться по нему в другом. По мнению экспертов, через цену на патент можно и регулировать приток мигрантов. Чем дороже патент, тем меньше иностранцев приедет. К примеру, там, где потребность в них невелика, патент может стоить и 10 тыс. рублей в месяц, а где рабочих рук остро не хватает - 1 тыс. Регионам можно дополнительно дать право устанавливать лимиты на привлечение мигрантов. И сохранить некоторые ограничения по привлечению гастарбайтеров на крупные и средние предприятия.
Что касается квотирования мигрантов, то ранее глава ФМС предлагал реформировать эту систему. Точнее, отказаться от нее, заменив на следующую: если вакансия, заявленная в службу занятости, несколько месяцев не заполняется гражданином РФ, работодатель автоматически сможет получить разрешение на то, чтобы взять на это место иностранца. Но тут глава ФМС сделал оговорку: при таком раскладе обязательно должен быть контроль за уровнем зарплат, чтобы работодатели их заведомо не занижали, "подгоняя" под мигрантов. При этом должна будет устанавливаться и доля иностранных работников от числа всех работающих в регионе, отрасли или стране в тот или иной период.
По мнению экспертов, должны заботиться о мигрантах и в странах их исхода. Как пояснила "РГ" вице-президент фонда "Миграция XXI век" Наталия Власова, у России заключены соглашения со многими странами СНГ об осуществлении временной трудовой деятельности их жителями в России и граждан РФ в этих странах. Но они носят больше формальный характер. Между тем страны исхода должны принимать активное участие в организации миграционных процессов, потому что, уезжая на заработки за границу, гастарбайтеры делают для них большое дело, считает эксперт. За счет этого там снижается социальная напряженность, давление на рынок труда, семьи мигрантов получают от своих кормильцев деньги, и государство меньше тратит средств на их соцподдержку.
Денежные переводы мигрантов в некоторых странах СНГ составляют 30-50% ВВП. Есть семьи, которые за счет переводов открывают малые предприятия, создавая новые рабочие места. А сами гастарбайтеры зачастую именно в России получают профессию, по которой потом могут трудиться и дома.
Однако в странах СНГ предвыездной подготовки нет. Понятно, что экономика стран СНГ не сильна, и Россия могла бы помочь им в том числе и в организации такой подготовки. Да, в самой России есть и курсы русского языка, и профессиональные, но мигранты приезжают сюда зарабатывать деньги, и у них нет времени на обучение. Оно должно протекать там, считают эксперты.
Грамотная организация помогла бы решить все эти проблемы. Люди ехали бы на конкретное рабочее место и на конкретную зарплату, чем слоняться по нашей стране в поисках угла и возможности заработать. Сами мигранты не хотят быть вне правового поля, все хотят трудиться официально там, где нужен их труд. Но не у каждого, кто приезжает в Россию, есть такая возможность.
Страны СНГ, основные поставщики рабочей силы в Россию, могли бы поучиться у Филиппин. Там очень мощная предвыездная подготовка мигрантов, их учат языку страны приема, культуре, профессии, вплоть до того, как пользоваться креслом в самолете и при необходимости вызвать стюардессу. 60% филиппинцев проходят обучение в частных профцентрах. По окончании курсов получают стикер. Если его нет, то при возникновении проблем в другой стране мигрант не сможет обратиться за помощью. При посольствах разных стран есть трудовой атташе Филиппин, отслеживающий, какие вакансии есть и могут появиться, подбирает рабочие места для филиппинцев, отсылает данные в страну. Там под эти вакансии готовят кадры, трудовой атташе заключает договор с работодателем, который изучается юридической службой министерства труда Филиппин. Потом с этим договором знакомится кандидат на должность, и если стороны все устраивает, человек едет на конкретное рабочее место. Если труд специфический, работодатель часто сам организовывает обучение. Например, если нужен специалист по подводной сварке, он высылает оборудование, аналогичное тому, на котором человеку предстоит работать, и его обучают. Таким образом, за границей филиппинец полностью защищен. Следит трудовой атташе и за соблюдением прав соотечественников.