Новости

24.12.2013 10:14
Рубрика: Экономика

В Тюмени вдвое уменьшили долги за ЖКУ

Текст: Анатолий Меньшиков (Тюмень)
По представлению прокуратуры Центрального округа Тюмени об устранении нарушений закона строительная компания пересчитала жителям новых высотных домов долги за неоплаченные коммунальные услуги. Общая сумма недоимки снизилась вдвое - до 9,9 миллионов рублей. Перерасчет платежей продолжается, сообщает надзорный орган.

В Тюмени жители нового микрорайона, который прежде федеральные и региональные СМИ не раз представляли как образцовый, попал в скандальную информационную повестку после того как владельцы квартир получили квитанции с требованием в течение месяца погасить долги за ЖКУ. Во многих расчетках фигурировали "сногсшибательные суммы" в 20-50 тысяч рублей. Люди опешили. А вскоре, не сговариваясь, собрались на популярной виртуальной площадке - форуме микрорайона, чтобы выяснить причины и следствия долгового "форс-мажора". Пришли к выводу: в принципе требования несправедливые, кое в чем юридически даже абсурдные, поэтому следует обращаться за защитой к прокурорам, чиновникам, журналистам, отстаивать свои интересы в суде. Спустя почти три месяца после появления на свет злополучных квитков прокуратура Центрального округа города однозначно встала на сторону жильцов, признав, что с ними поступили бесцеремонно, без оглядки на законодательство и нормативные отраслевые требования. Надзорная структура потребовала от застройщика, с чьей подачи и разгорелся сыр-бор, вернуться в правовое поле и наказать виновных.

История загадочная. Безалаберности в ней хватает. Но, не исключено, кто-то надеялся выловить рыбку в мутной воде. Поразительное обстоятельство: после сдачи высотных домов в эксплуатацию застройщик около двух лет смиренно, практически не напоминая о себе, перечислял корпоративные средства поставщикам электроэнергии, тепла, воды - за хозяев квартир. В самом деле, признают многие из них, в квитанциях соответствующие графы отсутствовали. Сотрудники управляющей компании в ответ на тревожные вопросы потребителей поясняли, что, пока договора с поставщиками ресурсов не заключены, финансовое бремя несет застройщик и беспокоиться не о чем. Однако известная поговорка о бесплатном сыре напомнила-таки о себе. Девелопер заключил агентское соглашение на сбор долгов с другой УК, о которой, кстати, жители микрорайона понятия не имели, передал данные о понесенных затратах Тюменскому расчетно-информационному центру. В конце августа, начале сентября, накануне выборов в гордуму Тюмени, курьеры разложили по потовым ящикам девяти многоэтажных домов квитанции. В общей сложности застройщик востребовал свыше 20 миллионов рублей.

Привлеченные прокуратурой эксперты до конца так и не поняли логику расчетов и выставления счетов.

Во-первых, немало владельцев квартир за услуги платили сполна, основываясь на показаниях приборов учета. На добровольных, так сказать, началах и по собственному настоянию: ведь, напомню, тепло, холодная и горячая вода, канализация были условно халявными. Повторные счета на ЖКУ возмутили добросовестных плательщиков. Им предложили доказать свою исполнительность - предоставить чеки за энный период. Не у всех, правда, они сохранились.

Во-вторых, заключила прокуратура, начисления произведены на основании тарифов, показания домовых и квартирных приборов учета проигнорированы. К тому же девелопер как юридическое лицо за услуги должен был платить больше, чем рядовой потребитель. В данном случае поиск некоего среднеарифметического с туманными исходными данными - попрание закона. При желании, говорят опытные юристы, предъявителей странных "бумажек" можно ударить за разгильдяйство по карману - через обращение в суд.

Наблюдатели утверждают, что жители микрорайона стали невольными жертвами конфликта между некогда ближайшими деловыми партнерами. Во всяком случае прискорбно, что представители бизнеса даже не извинились перед людьми. Увы, в Тюменской области это далеко не единственный случай пренебрежительного отношения к потребителям коммунальных услуг. К примеру, сотни дисциплинированных клиентов одной из региональных энергосбытовых компаний получили грозные уведомления о необходимости погасить в 10-дневный срок задолженность. У кого-то она исчислялась тысячами рублей. "Злостные неплательщики" хватались за голову, искали в домашнем архиве кассовые чеки за три последних года (по рекомендации авторов повестки), спешили с ними в центр обслуживания - для сверки. Долг, как и следовало ожидать, не выявлялся. "Сбой в системе", - смущенно поясняли операторы. Те же, кто внезапно оказался должен "всего" несколько сотен рублей, нередко решали перечислить деньги энергетикам без всякой сверки. Ибо последняя отнимет с дорогой минимум 2-3 часа. При достойно оплачиваемой работе дешевле переплатить, чем выяснять.

Такого рода неразбериха, неопрятность в ведении финансовых операций подрывает доверие честных, обязательных потребителей к сервисным предприятиям, чья репутация и без того не на высоте. Так, в Заречном районе Тюмени, где с жителей новых высоток потребовали те самые 20 миллионов рублей, год назад трое сотрудников одной управляющей компании во главе с главбухом прикарманили 8 миллионов рублей, должных поступить, по сведениям правоохранителей, на счета ресурсоснабжающих предприятий. Сумма сравнительно скромная. Сейчас идет судебный процесс по делу экс-главы Тюменского района. Он, согласно версии следствия, в связке с местным предпринимателем похитил, в частности, 35 миллионов, предназначенных для реконструкции коммунальных объектов, строительства инженерных сетей, ремонта домов. Руководя через доверенных лиц консалтинговой фирмой, чиновник понудил бизнесменов заключить с ней ненужные им договоры на 4,5 миллиарда рублей.

За 10 месяцев текущего года областная Госжилинспекция зарегистрировала жалоб уже больше, чем за весь прошлый год. Непрозрачность УК, непонятность расчетов - суть претензий чуть ли не в каждом втором заявлении. Недавно по настоянию прокуратуры директор одной компании оштрафован на 30 тысяч рублей за ложный, с приписками, отчет перед собственниками многоквартирного дома, а также за утаивание информации о стоимости услуг, финансовом балансе. Другой руководитель УК, который упорно не хотел размещать сведения о компании в глобальной Сети, вообще смещен с должности.

С другой стороны повсеместно увеличивается объем задолженности потребителей ЖКУ. В Заречной части Тюмени одна из УК, причем она считается успешной компанией и базируется в благополучном районе, за пять последних месяцев внесла в черный список 818 владельцев квартир, за которыми "зависло" свыше 18 миллионов рублей. В Тюменском районе, относящимся к богатым муниципалитетам, многомиллионными долгами отличаются даже жители процветающих сел. Иных судебные приставы лишают уже входных и межкомнатных дверей. Энергосбытовая компания с лета пытается сократить 80-й миллионный долг путем ареста имущества неплательщиков, а водоканал добивается выселения около сотни тюменцев из занимаемых им жилищ с целью продажи оных. Между тем совокупная задолженность потребителей ЖКУ зашкаливает за один миллиард рублей. Для сравнения: плановые бюджетные траты областного центра, где проживает без малого половина населения региона, по разделу "Жилищное хозяйство" составляют 2,8 миллиарда рублей. В первом полугодии израсходована лишь десятая часть сметы.

Заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин не так давно назвал ориентировочные цифры оптимальных вложений в коммунальный комплекс. На модернизацию муниципальной инфраструктуры необходимо 33 миллиарда, благоустройство дворов - 13, на капитальный ремонт многоквартирных домов - 29. Баснословные капиталы. Бюджет и трети не осилит. Вахрин возлагает надежды на государственно-частное партнерство. Оно в свою очередь предполагает возврат средств инвестору. А ему без сокращения издержек и без подчеркнуто честного ведения бизнеса с долгами не справиться.