26.12.2013 13:48
    Поделиться

    Липецкие чиновники отказались переселить семью с территории завода

    Липецкая семья ютится в санитарно-защитной зоне НЛМК
    Семья липчан Каратаевых живет фактически в производственном цехе на территории защитной зоны Новолипецкого металлургического комбината. А чиновники и руководители металлургического предприятия, в санитарно-защитной зоне которого находится дом, уверяют, что на законных основаниях предоставить им жилье они не могут.
    Всю жизнь взаперти

    Отыскать дом Каратаевых нелегко. Из этого района Липецка людей выселили еще лет 20 назад. Сегодня в опустевших двухэтажках предприниматели открывают различные производства. В двухстах метрах отсюда находятся две доменные печи Новолипецкого металлургического комбината. В ста метрах от дома дробят шлак. Под боком у Каратаевых две лесопилки, асфальтовый завод... Сложно представить, что здесь могут жить люди.

    - Не страшно ли вам здесь одним? - спрашиваем вышедшего встречать нас хозяина.

    - Бывает, - признается он.

    Семья Каратаевых большая. 73-летний глава семьи Василий Алексеевич с супругой Раисой Николаевной, перенесшей пять операций, и 54-летней дочерью, инвалидом-колясочником Татьяной занимают одну комнату. Пространство между кроватями отгородили шифоньером - чтобы у дочери был свой личный уголок. Во второй комнате живет взрослый внук Каратаевых, другой сейчас служит в армии. Раньше с ними в этой двушке проживала и семья сына. Но как опустели соседние квартиры, сын со снохой ушли жить в них.

    В квартирке, небогато обставленной мебелью советского производства, уютно и чисто. Много икон и семейных фотографий. Хотя поддерживать порядок здесь нелегко. Общедомовая канализация неисправна, от сырости завелся грибок. Между рамами - толстый слой графита.

    - Окна почти не открываем, иначе совсем дышать будет нечем, - сетует Раиса Николаевна.

    Начальник ЖЭКа без квартиры

    Василий и Раиса родились в Добринском районе Липецкой области, здесь же начинали свой трудовой путь. Затем переехали в Якутию, где отработали 21 год. В 1987 году пришлось уехать с севера по состоянию здоровья. Да и тянуло в родные края.

    Малая родина встретила Каратаевых большими обещаниями. Переговорив с руководителем подсобного хозяйства Новолипецкого металлургического комбината "Карамышевское", Василий Алексеевич получил честное мужское слово, что они здесь без жилья не останутся. За трудоустройство в советские годы волноваться не приходилось - в "Карамышевском" Василию Алексеевичу сразу предложили место инженера.

    Администрация Липецка безвоздмездно передала дом под производственные нужды

    В Якутии Каратаевы сдали государству три квартиры (к тому времени их дочь и сын уже имели собственные семьи). В Карамышево восьмерых человек, в том числе и двух маленьких детей, поселили в бывшем медпункте с неисправным отоплением. И попросили потерпеть.

    Терпеть было нелегко. Внуков, которым не было и трех лет, временно приютила у себя родня. А вскоре Василий Алексеевич понял, что жилья не дождаться. В поисках новой работы он направился в Липецк.

    Знакомые советовали попробовать устроиться в ЖЭК. Мол, уж их работникам жилье дают в первую очередь. Василий Алексеевич был готов идти туда хоть слесарем, но руководство объединенного управления быта и жилищно-коммунального хозяйства "Липецкстроя", проглядев его послужной список, предложило ему место начальника ЖЭКа № 8. Каратаевым отдали пустую квартиру в доме № 14 по Никитина. 27 квадратных метров на восьмерых. Параллельно они встали в очередь на получение жилья в ОУБ и ЖКХ "Липецкстрой".

    На птичьих правах

    Дом № 14 по улице Никитина в 1990 году подлежал сносу как расположенный в санитарно-защитной зоне. Обязанность по расселению граждан из него лежала на Новолипецком металлургическом комбинате. Непосредственный начальник Василия Алексеевича не раз обращался к руководству комбината с просьбой о выделении Каратаевым благоустроенного жилья. Ходатайствовал за них перед комбинатом и Советский райисполком Липецка.

    А затем рухнул СССР. Комбинат перешел в частные руки. Реформировали и "Липецкстрой", а вместе с ним и канула в лету очередь на улучшение жилищных условий. Каратаевы начали пробовать узаконить свое проживание через суд. В 1992 году Советский районный народный суд Липецка посчитал, что Каратаевы приобрели права на данную жилплощадь. Истцы были прописаны в своей квартире, и на их имя был открыт финансовый лицевой счет. Но два года спустя Президиум Липецкого суда это решение отменил и направил дело на новое рассмотрение. В постановлении об отмене судебного решения указано, что суд первой инстанции неверно сделал вывод о получении истцами права пользования жилым помещением - на основании устного разрешения администрации "Липецкстроя". Также не была установлена очередность истцов на получение жилья, не привлечен к участию в деле НЛМК, на котором лежала обязанность расселения граждан этого дома. В результате в иске о признании права на жилую площадь Каратаевым было отказано. А пока шли судебные тяжбы, администрация Липецка безвозмездно передала их дом под производственные нужды малому предприятию.

    - О том, что наш дом переведен в нежилое помещение, мы узнали несколько лет спустя, - рассказывает Василий Алексеевич. - Все это время к нам приходили коммунальные квитанции, мы их оплачивали. И прописаны мы все здесь до сих пор.

    По замкнутому кругу

    Несколько лет назад санитарные врачи обследовали их жилище. Специалисты зарегистрировали здесь превышение доли аммиака более чем в четыре раза, фенола почти в 4 раза, такое же превышение по сероводороду, окиси углерода - до 2,8 ПДК. Да и сам дом признан непригодным для проживания. Как сообщили "РГ" в прокуратуре Липецкой области со ссылкой на документ "Корректировка проекта санитарно-защитной зоны НЛМК", дом № 14 по улице Никитина обозначен как производственное здание. И в соответствии со сведениями, представленными Новолипецким металлургическим комбинатом, он включен в его санитарно-защитную зону.

    По идее, расселять людей из санитарно-защитной зоны должен комбинат. Но, как сообщили "РГ" в его пресс-службе, свои обязательства по переселению людей комбинат выполнил полностью, купив в 2007 году 48 благоустроенных квартир в Липецке для переселения 48 семей. И оснований для выкупа квартиры Каратаевых у них нет.

    В администрации города тоже заявляют, что требования о переселении этой семьи к ним являются необоснованными.

    - Указанное строение в муниципальной собственности Липецка не значится и в реестре жилых домов не числится, - ответил на одно из обращений Каратаевых мэр Липецка Михаил Гулевский.

    Не могут Каратаевы и встать на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку для этого необходима выписка из домовой книги и лицевого счета. А о каких выписках может идти речь, если они прописаны в производственном здании?
    Каратаевы признаются, что ходить по замкнутому кругу у них уже не осталось сил.

    - Детям стыдно в глаза смотреть, - со слезами на глазах говорит Раиса Николаевна. - Как же так, мы честно трудились всю жизнь и ничего не получили. Наверное, мы просто оказались не в то время не в том месте.

    Мы попытались узнать через пресс-службу НЛМК - а не желает ли руководство комбината сделать благотворительный жест, а заодно исправить допущенную несколько лет назад ошибку? В ответ мы услышали следующее: "Комбинат решает жилищные вопросы своих сотрудников - за 10 лет для работников построено более 3600 квартир. Затраты предприятия на социальные гарантии и льготы работникам второй год подряд превышают 2 миллиарда рублей. Это говорит о том, что НЛМК заботится о своих сотрудниках. Что касается Каратаевых, то, к сожалению, НЛМК не имеет законных оснований переселять ни этих людей, ни других. Однако это вправе сделать городские власти. Существуют ли для этого законные основания, надо разбираться. А комбинат готов предоставить семье Каратаевых необходимую юридическую помощь в решении этого вопроса".

    Кто возьмет ответственность?

    Когда мы обсуждали с представителями металлургического комбината жилищный вопрос Каратаевых, собеседники поинтересовались, а почему эту семью не переселит администрация Липецка по городской экологической программе. Мол, Новолипецкий металлургический комбинат в 2012 году перечислил в местные бюджеты только в качестве экологических платежей около 27 миллионов рублей.

    - Понятия "экологически неблагополучный район" не существует, - пояснили в администрации Липецка. - В законодательстве прописаны "санитарно-защитные зоны". Семья Каратаева проживает в санитарно-защитной зоне НЛМК. Расселять из таких зон, согласно постановлению главного государственного санитарного врача № 74 от 25 сентября 2007 г., - обязанность должностных лиц соответствующих промышленных объектов и производств. В данном случае, Новолипецкого металлургического комбината.

    Приобретение жилья для семьи Каратаевых из средств программы "Охрана окружающей среды города Липецка" невозможно, поскольку это нецелевое использование бюджетных средств.

    Поделиться