1. В Россию продолжают ездить крупнейшие художники мира, и это гарантирует нам статус мировой столицы. Два фестиваля - NET и "Сезон Станиславского" - показали в ноябре исполненные утонченной красоты спектакли Питера Брука, Люка Персеваля и Эймунтаса Някрошюса. Если к ним добавить ретроспективу спектаклей Арианы Мнушкиной (которая наконец появилась в России - пока виртуально) на "Зимнем фестивале" Льва Додина, да и сам новый фестиваль с его великолепной программой, не забывая про неизменно интересный "Балтийский дом", то интенсивность общения России с Западом откроется еще ясней.
2. Обновление театральной жизни, начатое больше года назад командой Сергея Капкова в Москве, а также назначение Андрея Могучего на пост художественного руководителя питерского БДТ и появление новой команды Александринки-2 привели к некоторым важным переменам. Создание "Гоголь-центра" на месте малоэффективного Театра им. Гоголя, вселение в театр им. Станиславского команды Бориса Юхананова, появление Клима в Центре драматургии и режиссуры и даже вживление в Театр на Таганке на время юбилейного года молодой команды "Школы театрального лидера" - все эти более или менее непривычные события постепенно меняют сознание и атмосферу художественного сообщества, позволяя ему быть более пластичным, разнообразным и мобильным.
3. В Москву вернулся Анатолий Васильев, и его возвращение отмечено показом работы, выдающейся во всех отношениях, - это киноверсия его шедевра 1984 года "Серсо". Правда, обещанное, но так и не возвращенное ему бывшее пространство его "Школы драматического искусства" на Поварской пока так и не стало работающим образовательным центром....
4. В Москве появилось три премьеры, каждая из которых стала поводом говорить о новом пике интереса к театру со стороны общества. На сцене МХТ им. Чехова Константин Богомолов показал свою едкую сатиру на современную Россию "Идеальный муж", в театре им. Вахтангова Римас Туминас поставил "Евгения Онегина", который своим праздничным театральным языком объединил зрительный зал от учительниц младших классов до злобных театральных критиков. В Театре им. Пушкина Юрий Бутусов превратил социально-политический манифест Брехта "Добрый человек из Сезуана" в меланхолическую медитацию и тем покорил прежде всего молодых зрителей, возможно, не видящих себя больше в жестких рамках политической поляризации.
1. В конце года из московского департамента по культуре ушла Евгения Шерменева, инициировавшая многие из этих перемен. Ее уход покажет, в какой степени начавшиеся перемены имели серьезный, ответственный характер продуманной культурной политики, а в какой - легкомысленной авантюрой.
2. Премьера "Идеального мужа" Константина Богомолова к концу года окончательно определила свой статус политической провокации (вместе с премьерой "Карамазовых") и дала повод к дикой конфронтации и возбуждению самых неплодотворных энергий и сил. Публика и общество грубо были разделены на тех, кто "за" и "против" - вне всяких нюансов. Кажется, что в дни революций и смут это не лучшая роль для художника. Один из тихих ньюсмейкеров этого года Клим прекрасно написал об этом: "Театр - это особый храм, где по вечерам собирается тайное общество сомнения в прописных истинах, дабы вернуться к истинной вере. Задача театра - порождать и воспитывать народ, способный мыслить, который перестанет выбирать собакевичей и маниловых себе в поводыри. Народ, имеющий мужество не прятаться в рабство". От себя добавлю - в том числе и в рабство оголтелого либерализма.