Почему, на ваш взгляд, американское кино так популярно во всем мире? И почему европейское или российское кино, в частности, не может пересекать границы с такой же легкостью?
Кристофер Воглер: Думаю, одна из причин в том, что Америку создали люди, которые приехали со всей Европы, и каждый привез свои идеи и ценности. В Америке есть кусочек Англии, Франции, Испании, даже России... Многие основатели знаменитых голливудских студий имели европейский бэкграунд. Они либо сами, либо их родители были из Европы. В итоге каждый может найти в наших фильмах что-то свое, узнаваемое и близкое. И именно поэтому, кстати, мы заинтересованы в талантах со всего мира - они могут принести нам что-то новое и интересное. Вторая причина: для международного рынка мы делаем довольно простые фильмы, где много внимания уделяется технологии 3D. Там минимум диалогов, зато много действия и красивых спецэффектов.
Что могут сделать российские кинематографисты, чтобы показать свои фильмы миру? Как сделать наши истории международными?
Кристофер Воглер: Я думаю, стоит обратиться к опыту Южной Кореи. Корейцы отлично освоили все американские техники. У них очень качественные фильмы. У них крутой 3D. Они научились делать отличное жанровое кино. Но - и в этом, мне кажется, главный секрет - они не перестали быть корейцами. И я говорю это во всех странах, где провожу семинары: "Осваивайте техники, но не переставайте быть самими собой". Вот вы - не переставайте быть русскими. Это трудно, знаю. Но мы не нуждаемся в еще большем количестве американских фильмов, у нас их достаточно. Мы хотим знать, что в мире есть и другие интересные места, хотим увидеть другую жизнь. Как-то в Ирландии я разговаривал с молодыми ребятами, которые снимают совершенно американское кино. Я говорю: а как же лепреконы? Как все эти очаровательные ирландские сказки? А они такие: "О нет, только не это! Мы их ненавидим, это клише!". Но простите, друзья, это то, что мир знает о вас, и то, в чем он заинтересован! Точно так же и с Россией, и с другими странами.
Еще корейцам удалось создать это ощущение, что корейское кино и корейская культура вообще - это клево. Я думаю, это то, что хотели бы чувствовать молодые люди в любой стране: что их страна, их культура - это клево.
Америка сейчас переживает "третий золотой век" телевидения. Американские сериалы смотрят во всем мире. В чем секрет их популярности?
Кристофер Воглер: Все это началось с кабельных каналов, у которых маленькая аудитория, и зрители платят за контент. На госканалах в США нельзя показывать ничего откровенного, нельзя говорить на запретные темы. На кабельных каналах - можно многое, и они делают все, чтобы завоевать и удержать своего зрителя. В итоге у них появляются потрясающие истории. Кабельные каналы доверяют художникам. А голливудские студии - это машины. Иногда к ним попадают отличные истории, но они проходят сквозь машину, и в ней исчезают все недостатки, но и достоинства тоже исчезают, исчезает все, что делает истории необычной. А на кабельных каналах странности обожают. И мы видим, что происходит: рождаются "Безумцы", "Во все тяжкие", - сериалы, которые потом смотрит весь мир.
О том, что законы драматургии применимы к жизни, говорят многие писатели. Знаешь их - можешь предсказать будущее. Ваша теория описывает основные этапы пути героя в истории, архетипы, которые он встречает в "путешествии". Также мы знаем, чем это путешествие заканчивается...
Кристофер Воглер: Да, это правда. Путь героя очень похож на нашу жизнь. Но конечно, никто не знает точного ответа на вопрос, что нас ждет в конце. Я предпочитаю думать, что, как и в моей теории, когда закончится это путешествие, начнется следующее. В другом мире или в этом, но в другой форме. Я думаю, мы сами создаем свою реальность. Если ты думаешь, что там ничего нет, ты умрешь и не получишь ничего. Ты думаешь, что есть ад, дьявол и огонь и тебя накажут за твои грехи, ты получишь все это. Если ты думаешь, что есть ангелы и ты встретишься с дорогими тебе людьми, так и будет. Я думаю, что у нас больше силы, чем мы можем себе представить. И мы можем выбирать свою реальность сами. Лично я представляю, что это классное место, где есть все, что я люблю.