День накануне праздника Рождества Христова - особый, он называется Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник. Слово "навечерие", означает вечер накануне праздника. А слово "сочельник" происходит от названия блюда из вареной пшеницы, или риса, с медом - "сочива". В церковной традиции Навечерием Рождества Христова, или Рождественским сочельником, называют последний день Рождественского поста, день, предшествующий празднику Рождества Христова.
Завтра Рождество Христово - один из самых таинственных, и одновременно понятных, даже детям, праздников. Таинственный, потому что в Боговоплощении, то есть в рождение Бога во плоти от Пресвятой Девы Марии заключены величайшее чудо и тайна. А понятен этот праздник нам, потому что каждый из нас причастен к тайне появления новой жизни - к рождению.
Церковные праздники - не просто повод вспомнить и воспроизвести события, произошедшие в далеком прошлом и этому же прошлому принадлежащие. Когда мы принимаем участие в богослужении церковного праздника, мы становимся причастными к тому божественному событию, которое имеет корни в божественной вечности - ведь Бог вне временных отрезков. Сама вечность вторгается в нашу жизнь. Но для того, чтобы это произошло, человек должен подготовить себя. Подготовить так, чтобы не только воспринять внешнюю, обрядовую сторону праздника, но и его духовную суть. Для этого надо на эту духовную суть настроиться, выйти за рамки повседневной суеты, сосредоточиться не на внешней стороне жизни, а на внутренней, духовной. Такому сосредоточению на духовной жизни способствует пост. Именно поэтому четырем великим праздникам Церкви предшествуют многодневные посты: по словам о. Александра Ельчанинова, во время поста человек "становится доступнее воздействиям иного мира".
Великому празднику Рождество Христово предшествует сорокадневный Рождественский пост (с 28 ноября до 7 января), предуготавливающий наше тело и наш дух к самому событию Рождества и к участию в нем. И если цель поста - помочь человеку сосредоточиться на духовной жизни, то задача богослужений во время поста - настроить человека на правильную духовную жизнь. Помочь человеку в том, чтобы его "духовное наполнение" в период поста стало спасительным.
Во время богослужений Рождественского поста в храмах читаются отрывки из Священного Писания, рассказывающие о долгом ожидании человечеством прихода Спасителя, о тех пророчествах, которые обещали Его Пришествие. Эти отрывки из Ветхого Завета и Евангелия не просто напоминают об истории человечества, они погружают нас в нее, приобщая к общечеловеческой памяти. И чем ближе к Рождеству, тем сильнее внутреннее напряжение: мы готовимся к встрече родившегося Христа. Поэтому неслучайно, что день накануне праздника Рождества Христова - Рождественский сочельник - день самого строго поста. В Рождественский сочельник не принято есть "до первой звезды". В Церкви "первая звезда" символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма. Вот после этого момента и разрешается вкусить пищу, но не всякую, а только "сочиво" - отварные зерна пшеницы, или риса, с медом - блюдо, которое и дало название сегодняшнему дню. А сам пост закончится только после наступления праздника, то есть после ночной праздничной Литургии. Так мы и физически, и духовно готовимся к встрече Спасителя.
На утрене или на вечерне Рождественского Сочельника принято исповедоваться, с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить родившегося Христа.
К одному из самых поэтических и самых любимых праздников - Рождеству Христову - всегда готовились заранее. И внешняя подготовка - елки, подарки, домашний кукольный вертеп, изображающий место рождения Богомладенца, праздничное угощение, столь радостное после поста - всё это настраивало на радостную встречу праздника. "Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки, - писал Иван Сергеевич Шмелев. - У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: "Эй, сладкий сбитень! калачики горячи!.." В самоварах, на долгих дужках, - сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем, - душисто, сладко. Стакан - копейка. Калачик мерзлый, стаканчик, сбитню, толстенький такой, граненый, - пальцы жжет. На снежку, в лесу… приятно! Потягиваешь понемножку, а пар - клубами, как из паровоза. Калачик - льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо - в дыму - лиловое, в огне. На елках иней. Мерзлая ворона попадется, наступишь - хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а… тепло!..
В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено.
Почему?.. А будто - дар Христу. Ну.., будто, Он, (Младенец Христос!) на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь - звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон - другая… Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. А какие звезды!.. Форточку откроешь - резанет, ожжет морозом. А звезды..! На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды - звон-то! Морозный, гулкий, - прямо, серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, - древний звон, степенный, с глухотцой. А то - тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала… - гул и гул.
Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, - мороз и не щиплет. Выйдешь - певучий звон. И звезды. Калитку тронешь, - так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице - сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух… - синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы - белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий, - плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, - Рождество.
Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый… - и почему-то видится кроватка, звезды.
Рождество Твое,
Христе Боже наш,
Возсия мирови Свет Разума…
И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный… был всегда. И будет" (И. С. Шмелев "Лето Господне").
Пусть и морозы сейчас не такие, и наши елочные базары приурочены не к Рождеству, а к Новому году по новому стилю, и не всем удается держать самый строгий пост, который как раз и приходится на нашу сегодняшнюю новогоднюю и после новогоднюю неделю, но суть праздника Рождества Христова - встреча родившегося Богомладенца, встреча прихода Господа в наш мир - остается неизменной. Так праздник из вечности соединяет разные эпохи, и мы в этот день переживаем не только события, произошедшие в Вифлееме две тысячи лет назад, но и не столь далекое прошлое нашей Родины.