07.01.2014 08:00
    Поделиться

    Шесть фактов о "небесном тихоходе" У-2

    7 января 1928 года первый полет совершил самолет У-2 (По-2), сконструированный Николаем Поликарповым. Это воздушное судно стало легендарным: во время войны оно было грозным орудием против немецких войск - на нем летали знаменитые "Ночные ведьмы". А в мирное время самолет признали одним из самых массовых в мире (до 1953 года было построено 33 тысячи этих машин). После смерти Поликарпова, в 1944 году, У-2 переименовали в По-2.
    "РГ" публикует шесть интересных фактов из истории знаменитого воздушного судна.

    1. Из "кукурузника" в бомбардировщики

    Многоцелевой биплан с мотором воздушного охлаждения мощностью 100 лошадиных сил изначально создавался как учебный. Самолет использовали в лесном и сельском хозяйстве (за что он получил название "кукурузник"), аэрофотосъемках, в качестве самолета связи. У-2 имел несколько модификаций, в том числе, пассажирские.

    Учебно-боевой вариант У-2ВС был разработан в 1932 году. Этот самолет мог брать с собой шесть восьмикилограммовых бомб. После начала войны серийные У-2 переделывали в легкие ночные бомбардировщики. Их бомбовая нагрузка варьировалась от 100 до 350 килограммов (а в отдельных случаях - до 500 килограммов). Бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета.

    2. Неуловимый "мститель"

    Во время Великой Отечественной войны У-2 применяли в качестве разведчиков, самолетов связи и санитарной авиации, для сброса диверсионных и разведывательных групп, а также "беспокоящих налетов" на прифронтовые расположения частей противника. При этом применялась особая тактика: вылеты происходили ночью, бомбардировщики подходили к цели на сверхмалой высоте, с двигателями, установленными на малый газ. Благодаря этому сбить их было непросто - самолеты попросту оставались невидимыми для противника практически до момента бомбардировки. Сброс бомб производился с высокой точностью, несмотря на темное время суток. После этого У-2 уходил от истребителей, набирая максимальную скорость и маскируясь - например, по верхушкам деревьев.

    Сбить самолет было достаточно сложно: "небесный тихоход", как прозвали его советские солдаты, летал со скоростью не более 120 километров в час, а немецкие истребители - не менее 140 километров в час. При этом У-2 были очень маневренными и недоступными для зенитчиков, которые в большинстве случаев промахивались. Именно в роли легкого ночного бомбардировщика "тихоходы" и сыграли важную роль во время войны.

    3. Железный крест за "кофемолку"

    Немцы прозвали неуловимые У-2 "kaffeemühle" (кофемолка), "haltsnähmaschine" (швейная машина), а также "русс-фанер". Рассказывают, что командование Люфтваффе издало приказ, в котором "небесных тихоходов" приравняли к боевым истребителям. За каждый сбитый самолет летчикам полагалось денежное вознаграждение, их представляли к наградам - в частности, давали железный крест.

    4. "Ночные ведьмы"

    На У-2 летали знаменитые "Ночные ведьмы" - летчицы 46-го гвардейского Таманского Краснознаменного ордена Суворова 3-й степени ночного бомбардировочного авиационного полка. Подразделение было сформировано в октябре 1941 года. Максимальная численность У-2 в полку составлила 45 машин; на конец войны их осталось 36.

    Девушки сами создали прицелы, которых не было в самолете (и назвали их ППР - проще пареной репы). За ночь они делали несколько вылетов (от 6-8 летом до 10-12 зимой), с 150-200 килограммами бомбового груза за один раз. До августа 1943 года летчицы не брали с собой парашюты - вместо них они брали еще 20 килограммов бомб. В общей сложности "ночные ведьмы" совершили 23 672 боевых вылета, провели в воздухе 1191 полные сутки, сбросили почти три миллиона килограммов бомб. Во время войны погибли 32 летчицы.

    5. Долетел до Кореи

    Поступление самолетов в У-2 в ВВС СССР началось в 1930 году. Первое же боевое крещение "тихоходы" получили в 1938 году боях на озере Хасан. Тогда самолеты санитарной модификации эвакуировали раненых.

    По-2 участвовали в войне в Корее (1950 - 1953 годы), вплоть до последнего ее дня.

    6. Звезда экрана

    Легендарный самолет снимался в нескольких фильмах: фильм "Небесный тихоход", "И ты увидишь небо", "В небе "Ночные ведьмы", "Если завтра война", "Пилоты", "Ночные ласточки" и, конечно же, "В бой идут одни старики". На нем прилетали героини картины Зоя и Маша.

    Любопытно, что По-2 съемочной группе предоставил начальник академии имени Гагарина, маршал авиации Сергей Руденко. Он, на свой страх и риск, одолжил самолет, который находился в музее ВВС, созданном при академии.

    Поделиться